Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Сказочные типы повествований о герое хантыйского фольклора Ими хилы

Авторы: Анна Александровна Гриневич

Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия

Выпуск 2, 2024Страницы 416-434
УДК: 398.2:291.2(575)DOI: 10.25205/2307-1753-2024-2-416-434

Аннотация:

Исследуется роль сказочного персонажа Imi χiλi (‘Бабушкин внук’) в культурном наследии обских угров и его значимость в мифологии хантов. В статье обсуждаются результаты филогенетического исследования повествований о Бабушкином внуке на хантыйском языке, которое выявило четыре основных сказочных типа об этом герое: Сказка о Терешечке; Миф о небесной охоте; Повествование о мести за отца; Повествование о женитьбе героя. Герой Imi χiλi выступает в качестве победителя лесных великанов, трикстера, сироты, мстителя за смерть отца, жениха, спасающего невесту. Однако, помимо этого, Imi χiλi ассоциируется с божеством высшего пантеона, являясь младшим сыном верховного бога. Таким образом, сохраняется амбивалентность этого персонажа, которая проявляется в параллелизме между сказками и мифологическими повествованиями. Статья описывает значение Imi χiλi в мировоззрении хантов, ассоциирующее его со сверхъестественными силами и различными божествами как в горизонтальной, так и в вертикальной модели мира. Imi χiλi связывается и с божеством-покровителем верховьев Оби, и с божеством, играющим роль посредника между людьми и небесными божествами. Также обсуждаются аналогии между Imi χiλi и иранским божеством Митрой, что указывает на возможное влияние иранского культурного комплекса на представления об этом персонаже.

Ключевые слова: Ими хилы, Бабушкин внук, хантыйский фольклор, мифология

Список литературы:

Афанасьев А. Н. Народные русские сказки: В 3 т. М., 1958. Т. 1. 539 с.

Бауло А. В. Арлекин, остяцкий идол // Археология, этнография и антропология Евразии. 2009. № 3. С. 111–118.

Бауло А. В. Жертвенные покрывала обских угров: итоги столетнего изучения // Этнографическое обозрение. 2017. № 3. С. 97–112.

Березкин Ю. Е. Космическая охота: варианты сибирско-североамериканского мифа // Археология, этнография и антропология Евразии. 2005. № 2 (22). С. 141–150.

Березкин Ю. Е. Макроистория и большие данные в мифологии и фольклоре // Шаги / Steps. 2021. Т. 7, № 2. С. 28–52.

Богораз В. Г. Чукчи: В 2 т. Л.: Главсевморпути, 1939. Т. 2: Религия. 206 c.

Вереш П. Этиологичесний миф обских угров о происхождении фратриальной организации и их модель мира // Мировоззрение финно-угорских народов. Новосибирск: Наука, 1990. С. 72–78.

Гурина Н. Н. Оленеостровский могильник. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. 432 с. (МИА. № 47)

Жульников А. М., Кашина Е. А. «Лосиноголовые жезлы» в культуре древнего населения Зауралья, Северной и Восточной Европы // Археология, этнография и антропология Евразии. 2010. № 2 (42). С. 71–77.

Константинов М. В., Константинов А. В., Васильев С. Г., Екимова Л. В.,

Разгильдеева И. И. Под покровительством Большого Шамана: археологическое путешествие по Забайкалью. Чита: Экспресс-типография, 2003. 53 c.

Мифы, предания, сказки хантов и манси / Сост., предисл. и примеч. Н. В. Лукиной. М.: Наука. 1990. 568 с.

Молданов Т. А. Хантыйские ритуальные халаты: символический аспект // Вестник угроведения. 2011. № 2 (5). С. 134–139.

Окладников А. П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. Ч. 1, 2. 412 с. (МИА. № 18)

Перевалова Е. В. Северные ханты: этническая история. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2004. 414 с.

Прокофьева Е. Д. К вопросу о социальной организации селькупов (род и фратрия) // Сибирский этнографический сборник: В 18 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. Т. 1. С. 88–107.

Пропп В. Я. Морфология сказки. 2-е изд. М.: Наука, 1969. 170 с.

Ромбандеева Е. И. Героический эпос манси (вогулов): песни святых покровителей: В 2 т. Ханты-Мансийск: Print-Klass, 2010. Т. 2. 647 с.

Сагалаев К. А. В гости к Обскому старику: обряд почитания Ас тыйики // Сибирский филологический журнал. 2019. № 4. С. 26–32.

Топоров В. Н. Об иранском влиянии в мифологии народов Сибири и Центральной Азии (1 2) // Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье (история и культура). М.: ГРВЛ, 1981. С. 146–162.

Чернецов В. Н. Наскальные изображения Урала. М.: Наука, 1971. 120 с. (САИ. Вып. В4-12(2))

Steinitz W. Ostjakologische Arbeiten // Ostjakische Volksdichtung and Erzӓhlungen aus zwei Dialekten. Kommentare: In 4 Bd. Budapest, 1975. Bd. 1. 468 S.; 1976. Bd. 2. 320 S.; 1989. Bd. 3. 640 S.

ATU – Uther H.-J. The Types of International Folktales. A Classification and Bibliography. In 3 pts. Part I: Animal Tales, Tales of Magic, Religious Tales, and Realistic Tales, with an Introduction. Helsinki, 2004, 619 p.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН