Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Циклизация короткой прозы в современной русской литературе

Авторы: Игорь Витальевич Силантьев

Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия

Выпуск 2, 2024Страницы 405-415
УДК: 80/81DOI: 10.25205/2307-1753-2024-2-405-415

Аннотация: Русская литература рубежа XX–XXI вв. отмечена системным развитием короткой прозы. Ее пишут многие – романисты, уставшие от больших форм, поэты, почувствовавшие интерес к противоположному типу художественного письма, а также авторы, изначально формирующие свою поэтику в этом формате. Критерий формата в данном случае имеет двоякую природу и функциональность: точкой отсчета здесь является собственно объем текста произведения, а поэтологическим итогом выступает жанровый признак. Произведение короткой прозы, как нередко говорят, должно укладываться в один скриншот, или в одну развертку компьютерного монитора. Этим базовым свойством современная короткая проза отличается от характерной для русской классической и модернистской литературы малой прозы, к которой можно отнести жанры новеллы, рассказа, краткой повести и др. Это же свойство обозначает и принципиально иную сферу бытования и коммуникативного функционирования короткой прозы – это детище компьютерного и сетевого общения, Интернета и социальных сетей. Книга, составленная из произведений короткой прозы, если воспринимать ее в общем ряду художественной литературы на полках в магазинах, выглядит достаточно нелепо, если только не ограничивается двумя десятками страниц и раздельным расположением текстов на страницах наподобие стихотворений. Собственно, сборник короткой прозы ближе к сборнику стихотворений, чем к традиционной прозаической книге.

Ключевые слова: русская литература рубежа XX–XXI вв., короткая проза, жанр, циклизация, сборник

Список литературы:

Воробьева Е. Заметки о малых прозаических жанрах (Парабола как явление «пост-литературы») // НЛО. 1999. № 4. С. 289–300.

Гейде М. Стеклянные волки. М.: АРГО-РИСК, 2013. 103 с.

Горчев Д. Дикая жизнь Гондваны. М., 2008. 462 с.

Горчев Д. Деление на ноль. М.; СПб., 2011. 444 с.

Давыдов Д. Эмблематическая проза. Марианна Гейде. Мертвецкий фонарь: повести, рассказы. М.: НЛО, 2007. 344 с.; Бальзамины выжидают: Рассказы. М.: Русский Гулливер, 2010. 318 с. // Волга. 2012. № 9–10. С. 134–136.

Давыдов Д. Не рыба. М., 2021. 140 с.

Калинин В. Маленькие вестерны. М.: АРГО-РИСК, 2010. 79 с.

Капинос Е. В. Малая художественная форма: семантическая концентрация, автоперсонажность, лиризм // Сибирский филологический журнал. 2013. № 1. С. 5–9.

Лебедева М. А. Микрожанры современной прозы: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2016. 26 с.

Маркова Т. М., Ставцева Е. М. Место прозаической миниатюры в новейшей литературе Южного Урала // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. 2013. № 6. С.191–200.

Никитин Е. Про папу: антироман. М., 2019. 170 с.

Орлицкий Ю. Б. Большие претензии малого жанра // НЛО. 1999, № 4. С. 275–288.

Очень короткие тексты: в сторону антологии / Сост. Д. Кузьмин. М.: НЛО, 2000. 393 с.

Юрьев О. Обстоятельства мест. Поэма. М.: АРГО-РИСК, 2010. 71 с.

Iванiв В. Остров Кораблик. М., 2011. 80 с.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН