|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Мотивировки пуанта новеллы: нарратологический подход Авторы: Александр Евгеньевич Ефименко Ланьчжоуский университет, Ланьчжоу, Китай
Аннотация: Целью статьи является приложение нарратологического категориального аппарата к анализу пуанта новеллы. После описания признаков пуанта и анализа пуанта как знака предлагается анализ мотивировок пуанта, располагаемых на уровне нарративной истории, уровне наррации и уровне вербализации наррации. В ходе этого анализа показано, что, вероятно, менее частой является мотивировка пуанта диегетическим «внезапным поворотом», а более частой служит его мотивировка фигурой паралипсиса, которая, в свою очередь, вводится разными типами мотивировки: более редкой мотивировкой наррационного типа и более частой мотивировкой вербализационно-наррационного типа. Ключевые слова: пуант, новелла, мотивировки пуанта, нарратив, уровни нарратива, наррация, нарративная история, типы эпизодов, фигура паралипсиса, мотивировки паралипсиса, повествовательная форма, внутренняя фокализация Список литературы: Атарова К. Н., Лесскис Г. А. Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе // Изв. АН СССР. Серия литературы и языка. 1976. Т. 35, № 4. С. 343–356. Атарова К. Н., Лесскис Г. А. Семантика и структура повествования от третьего лица в художественной прозе // Изв. АН СССР. Серия литературы и языка. 1980. Т. 39, № 1. С. 33–46. Барт Р. Введение в структурный анализ художественных текстов / Пер. с фр. Г. К. Косикова // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / Пер. с фр., сост. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 2000. С. 196–238. Богданова О. В. Образ главного героя и любовный «конфликт» в рассказе И. Бунина «Чистый понедельник» // Учен. зап. Орловского гос. ун-та. 2017. № 1 (74). С. 80–84. Бэлнеп P. Л. Структура «Братьев Карамазовых»: Пер. с англ. СПб.: Академический проект, 1997. 144 с. Голованова Г. С. Специфика контраста в новелле В. Токаревой «Перелом» // Вестник Удмурт. ун-та. Серия история и филология. 2019. Т. 29, вып. 6. С. 969–975. Горнфельд А. Г. Чеховские финалы // Нева. 2009. № 12. С. 256–274. Громова Е. В. Рассказ-анекдот как жанровая разновидность «Шутейных рассказов» В. Я. Шишкова // Вестник Челяб. гос. ун-та. 2011. № 11 (226). Филология. Искусствоведение. Вып. 53. С. 38–41. Ефименко А. Е. Фигура аналепсиса и порождение наррации: Дис. ... канд. филол. наук. М.: РГГУ, 2022. 239 с. Ефименко А. Е. Эллипсис и паралипсис в риторике и в нарратологии // Новый филологический вестник. 2023. № 4 (67). С. 70–79. Женетт Ж. Повествовательный дискурс / Пер. с фр. Н. В. Перцова // Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. Т. 2. С. 59–280. Жиличева Г. А. Эпизод // Тезаурус исторической нарратологии (на материале русской литературы): экспериментальный словарь / Под ред. В. И. Тюпы. М.: Эдитус, 2022. С. 99–103. Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. Структурная поэтика – порождающая поэтика // Щеглов Ю. К. Проза. Поэзия. Поэтика. Избранные работы / Сост. А. К. Жолковский, В. А. Щеглова. М.: НЛО, 2012. С. 15–32. Квятковский А. П. Пуант // Квятковский А. П. Поэтический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1966. С. 228. Кормилов С. И. Рассказ // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2001. Стб. 856–857. Лекманов О. А., Дзюбенко М. А. Пояснения для читателей // Бунин И. А. Чистый понедельник: Опыт медленного чтения. Пояснения для читателей / М. А. Дзюбенко, О. А. Лекманов. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2016. С. 27–205. Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство СПб., 1998. С. 13–285. Мелетинский Е. М. Историческая поэтика новеллы. М.: Наука, 1990. 280 с. Михайлов А. В. Новелла // Краткая литературная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1968. Т. 5. Стб. 306. Немзер А. С. Тринадцать таинственных историй // Русская романтическая новелла / Сост., подгот. текста, вступ. ст. и примеч. А. Немзера. М.: Худож. лит., 1989. С. 3–7. Нинов А. А. Рассказ // Краткая литературная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1971. Т. 6. Стб. 190. Петровский М. А. Композиция новеллы у Мопассана // Начала. 1921. № 1. С. 106–127. Поздина И. В., Семина А. С. Художественные функции пуанта в рассказах Н. С. Лескова // Вестник Шадринского гос. пед. ун-та. 2019. № 4 (44). С. 317–320. Реформатский А. А. Опыт анализа новеллистической композиции // Семиотика: Пер. с англ., фр. и исп. яз. / Сост., вступ. ст. и общ. ред. Ю. С. Степанова. М.: Радуга, 1983. С. 557–565. Семенова Н. В. Роль неожиданной развязки в новеллах Вл. Набокова // Литературный текст. Проблемы и методы исследования – 4: Сб. науч. тр. / Отв. ред. И. В. Фоменко. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1998. С. 89–94. Тамарченко Н. Д. Пуант // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / [Гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко]. М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. C. 199. Теория литературных жанров: Учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М. Н. Дарвин, Д. М. Магомедова, Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа; под ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Академия, 2011. 256 с. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 1996. 256 с. Тюпа В. И. Анализ художественного текста. М.: Академия, 2009. 336 с. Тюпа В. И. Лекции по неклассической нарратологии. Torun, Wydawnictwo Naukowe Universytetu Mikolaja Kopеrnika, 2018. 194 с. Эйхенбаум Б. М. Проблемы поэтики Пушкина // Эйхенбаум Б. М. Сквозь литературу. Л.: Асаdemia, 1924. С. 157–170. Эйхенбаум Б. М. О. Генри и теория новеллы // Эйхенбаум Б. М. Литература: Теория. Критика. Полемика. Л.: Прибой, 1927. С. 166–209. Эпштейн М. Н. Новелла // Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987. С. 248. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |