Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Мотивировки пуанта новеллы: нарратологический подход

Авторы: Александр Евгеньевич Ефименко

Ланьчжоуский университет, Ланьчжоу, Китай

Выпуск 2, 2024Страницы 275-295
УДК: 82.0 + 808.1DOI: 10.25205/2307-1753-2024-2-275-295

Аннотация:

Целью статьи является приложение нарратологического категориального аппарата к анализу пуанта новеллы. После описания признаков пуанта и анализа пуанта как знака предлагается анализ мотивировок пуанта, располагаемых на уровне нарративной истории, уровне наррации и уровне вербализации наррации. В ходе этого анализа показано, что, вероятно, менее частой является мотивировка пуанта диегетическим «внезапным поворотом», а более частой служит его мотивировка фигурой паралипсиса, которая, в свою очередь, вводится разными типами мотивировки: более редкой мотивировкой наррационного типа и более частой мотивировкой вербализационно-наррационного типа.

Ключевые слова: пуант, новелла, мотивировки пуанта, нарратив, уровни нарратива, наррация, нарративная история, типы эпизодов, фигура паралипсиса, мотивировки паралипсиса, повествовательная форма, внутренняя фокализация

Список литературы:

Атарова К. Н., Лесскис Г. А. Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе // Изв. АН СССР. Серия литературы и языка. 1976. Т. 35, № 4. С. 343–356.

Атарова К. Н., Лесскис Г. А. Семантика и структура повествования от третьего лица в художественной прозе // Изв. АН СССР. Серия литературы и языка. 1980. Т. 39, № 1. С. 33–46.

Барт Р. Введение в структурный анализ художественных текстов / Пер. с фр. Г. К. Косикова // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / Пер. с фр., сост. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 2000. С. 196–238.

Богданова О. В. Образ главного героя и любовный «конфликт» в рассказе И. Бунина «Чистый понедельник» // Учен. зап. Орловского гос. ун-та. 2017. № 1 (74). С. 80–84.

Бэлнеп P. Л. Структура «Братьев Карамазовых»: Пер. с англ. СПб.: Академический проект, 1997. 144 с.

Голованова Г. С. Специфика контраста в новелле В. Токаревой «Перелом» // Вестник Удмурт. ун-та. Серия история и филология. 2019. Т. 29, вып. 6. С. 969–975.

Горнфельд А. Г. Чеховские финалы // Нева. 2009. № 12. С. 256–274.

Громова Е. В. Рассказ-анекдот как жанровая разновидность «Шутейных рассказов» В. Я. Шишкова // Вестник Челяб. гос. ун-та. 2011. № 11 (226). Филология. Искусствоведение. Вып. 53. С. 38–41.

Ефименко А. Е. Фигура аналепсиса и порождение наррации: Дис. ... канд. филол. наук. М.: РГГУ, 2022. 239 с.

Ефименко А. Е. Эллипсис и паралипсис в риторике и в нарратологии // Новый филологический вестник. 2023. № 4 (67). С. 70–79.

Женетт Ж. Повествовательный дискурс / Пер. с фр. Н. В. Перцова // Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. Т. 2. С. 59–280.

Жиличева Г. А. Эпизод // Тезаурус исторической нарратологии (на материале русской литературы): экспериментальный словарь / Под ред. В. И. Тюпы. М.: Эдитус, 2022. С. 99–103.

Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. Структурная поэтика – порождающая поэтика // Щеглов Ю. К. Проза. Поэзия. Поэтика. Избранные работы / Сост. А. К. Жолковский, В. А. Щеглова. М.: НЛО, 2012. С. 15–32.

Квятковский А. П. Пуант // Квятковский А. П. Поэтический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1966. С. 228.

Кормилов С. И. Рассказ // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2001. Стб. 856–857.

Лекманов О. А., Дзюбенко М. А. Пояснения для читателей // Бунин И. А. Чистый понедельник: Опыт медленного чтения. Пояснения для читателей / М. А. Дзюбенко, О. А. Лекманов. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2016. С. 27–205.

Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство СПб., 1998. С. 13–285.

Мелетинский Е. М. Историческая поэтика новеллы. М.: Наука, 1990. 280 с.

Михайлов А. В. Новелла // Краткая литературная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1968. Т. 5. Стб. 306.

Немзер А. С. Тринадцать таинственных историй // Русская романтическая новелла / Сост., подгот. текста, вступ. ст. и примеч. А. Немзера. М.: Худож. лит., 1989. С. 3–7.

Нинов А. А. Рассказ // Краткая литературная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1971. Т. 6. Стб. 190.

Петровский М. А. Композиция новеллы у Мопассана // Начала. 1921. № 1. С. 106–127.

Поздина И. В., Семина А. С. Художественные функции пуанта в рассказах Н. С. Лескова // Вестник Шадринского гос. пед. ун-та. 2019. № 4 (44). С. 317–320.

Реформатский А. А. Опыт анализа новеллистической композиции // Семиотика: Пер. с англ., фр. и исп. яз. / Сост., вступ. ст. и общ. ред. Ю. С. Степанова. М.: Радуга, 1983. С. 557–565.

Семенова Н. В. Роль неожиданной развязки в новеллах Вл. Набокова // Литературный текст. Проблемы и методы исследования – 4: Сб. науч. тр. / Отв. ред. И. В. Фоменко. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1998. С. 89–94.

Тамарченко Н. Д. Пуант // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / [Гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко]. М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. C. 199.

Теория литературных жанров: Учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М. Н. Дарвин, Д. М. Магомедова, Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа; под ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Академия, 2011. 256 с.

Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 1996. 256 с.

Тюпа В. И. Анализ художественного текста. М.: Академия, 2009. 336 с.

Тюпа В. И. Лекции по неклассической нарратологии. Torun, Wydawnictwo Naukowe Universytetu Mikolaja Kopеrnika, 2018. 194 с.

Эйхенбаум Б. М. Проблемы поэтики Пушкина // Эйхенбаум Б. М. Сквозь литературу. Л.: Асаdemia, 1924. С. 157–170.

Эйхенбаум Б. М. О. Генри и теория новеллы // Эйхенбаум Б. М. Литература: Теория. Критика. Полемика. Л.: Прибой, 1927. С. 166–209.

Эпштейн М. Н. Новелла // Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987. С. 248.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН