Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Интрига интерпретации в романе С. Носова «Фирс Фортинбрас»

Авторы: Галина Александровна Жиличева

Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия

Выпуск 2, 2024Страницы 88-108
УДК: 82.0DOI: 10.25205/2307-1753-2024-2-88-108

Аннотация:

На материале романа С. Носова «Фирс Фортинбрас» рассматривается интрига интерпретации. В современной литературе возрастает «роль читателя» в структуре «открытого произведения» (У. Эко). Эстетический кризис и концептуализация «смерти автора» создают повышенное внимание к фигуре адресата, порой приводя к преобразованию событийной интриги в интригу интерпретации, в качестве актантов которой фигурируют читатели, истолковывающие литературные произведения. В результате анализа устанавливается, что герой Носова размышляет о персонажах Ионеско, Чехова, Шекспира (Ораторе, Фирсе, Фортинбрасе) не только потому, что играет или мечтает сыграть соответствующие роли в театре, но и потому, что идентификация с литературными образами позволяет восполнить пустоту существования. Эпизоды истолкования текстов осложняют авантюрную интригу и создают многослойное, «палимпсестное» повествование.

Ключевые слова: интрига, наррация, герой-читатель, интертекст, палимпсест, С. Носов

Список литературы:

Аристотель. Поэтика / Пер. М. Гаспарова // Аристотель. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 645–681.

Галатенко Ю. Н. Барони Р. Напряжение и разрешение: музыкальность интриги или музыкальная интрига? // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7: Литературоведение. 2012. № 3. С. 61–67.

Гримова О. А. Поэтика современного русского романа: жанровые трансформации и повествовательные стратегии. Екатеринбург: ИНТМЕДИА, 2019. 280 с.

Евреинов Н. Н. Демон театральности. М.; СПб.: Летний сад, 2002. 536 с.

Оробий С. «Бесконечный тупик» Дмитрия Галковского: структура, идеология, контекст. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2010. 224 с.

Павлова Н. С. Природа реальности в австрийской литературе. М.: ЯСК, 2005. 312 с.

Рикёр П. Время и рассказ. М.; СПб.: Университетская книга, 1998. Т. 1. 313 с.; 2000. Т. 2. 224 с.

Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 1996. 334 с.

Турышева О. Н. Книга – чтение – читатель как предмет литературы. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. 337 с.

Тюпа В. И. На пути к исторической нарратологии // Новый филологический вестник. 2020. № 3 (54). С. 32–54.

Тюпа В. И. Горизонты исторической нарратологии. СПб.: Алетейя, 2021. 271 с.

Шмид В. Нарратология. М.: ЯСК, 2003. 312 с.

Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб.: Симпозиум, 2005. 502 с.

Эсслин М. Театр абсурда / Пер. с англ. Г. Коваленко. СПб.: Балтийские сезоны, 2010. 528 с.

Baroni R. Réticence de l’intrigue // Narratologies contemporaines: Approches nouvelles pour la théorie et l’analyse du récit. Paris: Éd. des archives contemporaines, 2010. P. 199–213.

Sternberg М. Mimesis and Motivation: The Two Faces of Fictional Coherence // Poetics Today. 2012. No. 33. P. 329–483.

Villeneuve J. Le sens de l’intrigue ou la narrativité, le jeu et l’invention du diable. Québec: Presses Université Laval, 2004. 448 p.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН