|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Саади и Бунин под тенью Хумая Авторы: Марзие Яхьяпур; Джанолах Карими-Мотаххар; Евгений Рудольфович Пономарев Тегеранский университет, Тегеран, Иран; Институт мировой литературы имени А. М. Горького Российской академии наук Москва, Россия; Русская христианская гуманитарная академия имени Ф. М. Достоевского, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация: Рассматривается значение птицы Хумай (Хома) в культуре и мистической ли-тературе Ирана и через их посредство в русской литературе. В Коране упоми-наются птицы, связанные с пророками, такие как Удод, Ворон, Абабиль. В пер-сидской мистической литературе, сложившейся на основе исламской культуры, значительное место занимают символические образы света, тьмы и тени. С их помощью поэты выражали духовный путь, которым мистик идет к совершен-ству, постигая сущность Бога. Самым важным произведением иранской мисти-ческой литературы является «Мантик-ат-тайр» поэта XII в. Фаридаддина Аттара, где в аллегорической форме описывается духовное путешествие во имя поиска Истины, результатом которого становится самопознание – важная ступень в познания Бога. Саади Ширази (XIII в.) – один из классиков иранской литера-туры, стихи и взгляды которого оказали большое влияние на целый ряд русских писателей. Наиболее заметным оно было у Ивана Бунина. В своих произведениях Бунин не раз упоминает имя Саади и, подражая ему, использует образ Хумая. Саади Ширази в своих стихах представил Хумая как священную птицу, предвещающую счастье и благо. Она является символом освобождения от оков материального мира через духовное обновление и трансцендентный переход в мир Абсолюта. «Тень птицы Хумай, дающая удачу и могущество», упала и на Бунина, жившего на 700 лет позже Саади. Ключевые слова: Хумай, Хома, Аттар, Саади, Бунин, ирано-исламская культура, символ счастья Список литературы: Анисимов К. В. Порывая всякую связь с землею: орнитология бунинского травелога «Тень Птицы». Поэтика и смысл // Вестник Том. гос. ун-та. 2020. № 454. С. 5–11. Бакунцев А. В. Реминисценции из произведений Саади в публицистике и эпистолярии И. А. Бунина: источниковедческий аспект проблемы // Studia Litterarum. 2023. Т. 8, № 3. С. 168–193. DOI 10.22455/2500-4247-2023-8-3-168-193 Былинин В. К., Магомедова Д. М. Из наблюдений над бестиарием А. Блока: птицы Гамаюн, Сирин, Алконост и другие // Бестиарий в словесности и изобразительном искусстве: Сб. ст. / Сост. А. Л. Львова. М.: Intrada, 2012. С. 41–59. Волков С. Концептуальный объект «птица» в одноименном стихотворении И. Бунина и кораническом тексте // Исследовательский журнал русского языка и литературы. 2021. № 9 (2). С. 91–110. DOI 10.52547/ iarll.18.91 Пономарев Е. Р. Книга очерков «Храм Солнца»: проблема заглавия и основного текста // И. А. Бунин и его время: контексты судьбы – история творчества / Отв. ред. Т. М. Двинятина, С. Н. Морозов; ред. А. В. Бакунцев, Е. Р. Пономарев. М.: ИМЛИ РАН, 2021а. С. 881–889. (Академический Бунин; вып. 3) Пономарев Е. Р. «Храм Солнца» или «Тень Птицы»? Поэтика «путевых поэм» И. А. Бунина // Вестник Том. гос. ун-та. Филология. 2021б. № 69. С. 298–320. Трубачев О. Н. Смоленские мотивы // В поисках единства: взгляд филолога на проблему истоков Руси / [Сост. Г. А. Богатова, И. Б. Еськова, И. Г. Панова]; Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН. 3-е изд., доп. М.: Наука, 2005. 286 с. Чач Е. А. Ориентальный контекст Серебряного века // Омский научный вестник. 2010. № 1 (85). С. 59–62. Яхьяпур М. Анна Ахматова и мир Востока. 2-е изд. Тегеран: Изд-во «Пажухешгах улум енсани ва моталеат фарханги и Иранская Ассоциация русского языка и литературы», 2017. 359 с. (на рус. и перс. яз.) Яхьяпур М., Карими-Мотаххар Дж. Иван Бунин и восточная мистика // Quaestio Rossica. 2021. Т. 9, № 2. С. 533–546. DOI 10.15826/qr.2021.2.594 Яхьяпур М., Садеги З., Карими-Мотаххар Дж. Николай Гумилёв и мир Востока. Тегеран: Изд-во «Пажухешгах улум енсани ва моталеат фарханги и Иранская Ассоциация русского языка и литературы», 2013. 236 с. (на рус. и перс. яз.) Sarfi M. R. Bird Symbols in Rumi’s Massnavi // Literary Research. 2008. Vol. 5, no. 18. P. 53–76. (in Pers.) صرفی محمدرضا، نماد پرندگان در مثنوی، پژوهشهای ادبی، سال 5، شماره 18، 1386، صص 76–53. Yahaghi Mohammad-Jafar. Culture of Myths and Stories in Persian Literature. Tehran: Contemporary Culture, 2009. 952 p. (in Pers.) یاحقی، محمد جعفر؛ فرهنگ اساطیر و داستان وارهها در ادبیات فارسی، تهران: فرهنگ معاصر، 1388ش. صص 952. Shafagh E., Zarei J. A Research about Homay // Textual Criticism of Persian Literature. Serial no. 1. 2012. Vol. 4, iss. 1. P. 57–72. (in Pers.) شفق، اسماعیل؛ زارعی جمیله، جستاری پیرامون «همای»، متنشناسی ادب فارسی، سال 4، شمارۀ 1 (13)، 1391، صص 72–57. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |