Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Саади и Бунин под тенью Хумая

Авторы: Марзие Яхьяпур; Джанолах Карими-Мотаххар; Евгений Рудольфович Пономарев

Тегеранский университет, Тегеран, Иран; Институт мировой литературы имени А. М. Горького Российской академии наук Москва, Россия; Русская христианская гуманитарная академия имени Ф. М. Достоевского, Санкт-Петербург, Россия

Выпуск 1, 2024Страницы 158-180
УДК: 821.161.1, 82-43DOI: 10.25205/2307-1753-2024-1-158-180

Аннотация:

Рассматривается значение птицы Хумай (Хома) в культуре и мистической ли-тературе Ирана и через их посредство в русской литературе. В Коране упоми-наются птицы, связанные с пророками, такие как Удод, Ворон, Абабиль. В пер-сидской мистической литературе, сложившейся на основе исламской культуры, значительное место занимают символические образы света, тьмы и тени. С их помощью поэты выражали духовный путь, которым мистик идет к совершен-ству, постигая сущность Бога. Самым важным произведением иранской мисти-ческой литературы является «Мантик-ат-тайр» поэта XII в. Фаридаддина Аттара, где в аллегорической форме описывается духовное путешествие во имя поиска Истины, результатом которого становится самопознание – важная ступень в познания Бога. Саади Ширази (XIII в.) – один из классиков иранской литера-туры, стихи и взгляды которого оказали большое влияние на целый ряд русских писателей. Наиболее заметным оно было у Ивана Бунина. В своих произведениях Бунин не раз упоминает имя Саади и, подражая ему, использует образ Хумая. Саади Ширази в своих стихах представил Хумая как священную птицу, предвещающую счастье и благо. Она является символом освобождения от оков материального мира через духовное обновление и трансцендентный переход в мир Абсолюта. «Тень птицы Хумай, дающая удачу и могущество», упала и на Бунина, жившего на 700 лет позже Саади.

Ключевые слова: Хумай, Хома, Аттар, Саади, Бунин, ирано-исламская культура, символ счастья

Список литературы:

Анисимов К. В. Порывая всякую связь с землею: орнитология бунинского травелога «Тень Птицы». Поэтика и смысл // Вестник Том. гос. ун-та. 2020. № 454. С. 5–11.

Бакунцев А. В. Реминисценции из произведений Саади в публицистике и эпистолярии И. А. Бунина: источниковедческий аспект проблемы // Studia Litterarum. 2023. Т. 8, № 3. С. 168–193. DOI 10.22455/2500-4247-2023-8-3-168-193

Былинин В. К., Магомедова Д. М. Из наблюдений над бестиарием

А. Блока: птицы Гамаюн, Сирин, Алконост и другие // Бестиарий в словесности и изобразительном искусстве: Сб. ст. / Сост. А. Л. Львова. М.: Intrada, 2012. С. 41–59.

Волков С. Концептуальный объект «птица» в одноименном стихотворении И. Бунина и кораническом тексте // Исследовательский журнал русского языка и литературы. 2021. № 9 (2). С. 91–110. DOI 10.52547/ iarll.18.91

Пономарев Е. Р. Книга очерков «Храм Солнца»: проблема заглавия и основного текста // И. А. Бунин и его время: контексты судьбы – история творчества / Отв. ред. Т. М. Двинятина, С. Н. Морозов; ред. А. В. Бакунцев, Е. Р. Пономарев. М.: ИМЛИ РАН, 2021а. С. 881–889. (Академический Бунин; вып. 3)

Пономарев Е. Р. «Храм Солнца» или «Тень Птицы»? Поэтика «путевых поэм» И. А. Бунина // Вестник Том. гос. ун-та. Филология. 2021б. № 69. С. 298–320.

Трубачев О. Н. Смоленские мотивы // В поисках единства: взгляд филолога на проблему истоков Руси / [Сост. Г. А. Богатова, И. Б. Еськова, И. Г. Панова]; Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН. 3-е изд., доп. М.: Наука, 2005. 286 с.

Чач Е. А. Ориентальный контекст Серебряного века // Омский научный вестник. 2010. № 1 (85). С. 59–62.

Яхьяпур М. Анна Ахматова и мир Востока. 2-е изд. Тегеран: Изд-во «Пажухешгах улум енсани ва моталеат фарханги и Иранская Ассоциация русского языка и литературы», 2017. 359 с. (на рус. и перс. яз.)

Яхьяпур М., Карими-Мотаххар Дж. Иван Бунин и восточная мистика // Quaestio Rossica. 2021. Т. 9, № 2. С. 533–546. DOI 10.15826/qr.2021.2.594

Яхьяпур М., Садеги З., Карими-Мотаххар Дж. Николай Гумилёв и мир Востока. Тегеран: Изд-во «Пажухешгах улум енсани ва моталеат фарханги и Иранская Ассоциация русского языка и литературы», 2013. 236 с. (на рус. и перс. яз.)

Sarfi M. R. Bird Symbols in Rumi’s Massnavi // Literary Research. 2008. Vol. 5, no. 18. P. 53–76. (in Pers.)

صرفی محمدرضا، نماد پرندگان در مثنوی، پژوهش‌های ادبی، سال 5، شماره 18، 1386، صص 76–53.

Yahaghi Mohammad-Jafar. Culture of Myths and Stories in Persian Literature. Tehran: Contemporary Culture, 2009. 952 p. (in Pers.)

یاحقی، محمد جعفر؛ فرهنگ اساطیر و داستان واره‌ها در ادبیات فارسی، تهران: فرهنگ معاصر، 1388ش. صص 952.

Shafagh E., Zarei J. A Research about Homay // Textual Criticism of Persian Literature. Serial no. 1. 2012. Vol. 4, iss. 1. P. 57–72. (in Pers.)

شفق، اسماعیل؛ زارعی جمیله، جستاری پیرامون «همای»، متن‌شناسی ادب فارسی، سال 4، شمارۀ 1 (13)، 1391، صص 72–57.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН