Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Механизмы юмора в малом жанре интернет-поэзии («порошок»)

Авторы: Максим Анисимович Кронгауз

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Выпуск 1, 2024Страницы 112-137
УДК: 82-7: 398.23DOI: 10.25205/2307-1753-2024-1-112-137

Аннотация:

Описываются механизмы юмора в малых поэтических жанрах, появившихся в Интернете в 2000-х гг. и получивших названия «пирожок» и «порошок». Это четверостишия, написанные четырехстопным ямбом. В пирожках рифм нет, а в порошках последняя строка, усеченная до 2 слогов, рифмуется со второй. Порошок как жанр возник на основе пирожка. Усечение последней строки в порошке приводит к выделению ее в особую позицию. Четвертая строка са-мостоятельно или вместе с третьей строкой и составляет неожиданную для чи-тателей концовку, которую по аналогии с анекдотом можно назвать пуантом. Этот пуант не просто нарушает читательские ожидания, но вступает в конфликт с началом стихотворения и, по существу, отменяет его, т. е. заставляет вернуться к предшествующему тексту и переосмыслить его. Такой пуант предлагается называть ретроспективным.

Ключевые слова: юмор, сетевая поэзия, порошок, пирожок, пуант, ретроспективный пуант

Список литературы:

Гуторенко Л. С. Юмористическая поэзия в русскоязычном виртуальном пространстве. Предпосылки возникновения и современное состояние // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10 (76), ч. 3. С. 92–96.

Дымарский М. Я. Между жанром и творчеством, или К становлению пирожкового мышления языковой личности // Жанры речи: Сб. науч. ст. Саратов; Москва, 2012. Вып. 8: Памяти К. Ф. Седова. С. 385–390.

Жолковский А. «Агу!» Заметки о «пирожках» и «порошках» // Летняя школа по русской литературе. 2017. Т. 13, № 1. С. 84–90.

Квятковский А. П. Словарь поэтических терминов / Ред. С. М. Бонди. М., 1940. 240 с.

Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. М.: Сов. энциклопедия, 1966. 376 с.

Ковшова М. Л. Прецедентные онимы в русской сетевой микропоэзии, или О дискурсивной многослойности пирожков // Междисциплинарные исследования в гуманитарных науках: Сб. материалов Междунар. науч. конф. «Междисциплинарные исследования в гуманитарных науках» (13–14 апреля 2023 г., Москва) / Сост. Г. В. Варакина, В. Е. Добровольская, С. И. Михайлова. М.: РГУ им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2023. С. 144–148.

КЛЭ – Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962–1978.

Кронгауз М. А. Переосмысление текста и мотив превращения в малом жанре интернет-поэзии («порошок») // Слово.ру: Балтийский акцент. 2019. Т. 10, № 4. С. 109–126.

Курганов Е. «У нас была и есть устная литература…» // Русский литературный анекдот конца XVIII – начала XIX века. М., 1990. С. 3–6.

Курганов Е. Анекдот как жанр русской словесности. М., 2014. 260 с.

Лендваи Э. Прагмалингвистические механизмы современного русского анекдота: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2001. 36 с.

Лендваи Э. Сопоставительная прагматика и межкультурная коммуникация: Пособие для студентов русистов. Pécs, 2011. URL: http://janus. ttk.pte.hu/tamop/tananyagok/komparativ_pragmatika/ii_1____.html

ЛЭ – Литературная энциклопедия: В 11 т. М., 1929–1939.

Неклюдов С. Ю. После фольклора // Живая старина. 1995. № 1. С. 2–4.

Непоэзия: избранные пирожки / Ред.-сост. В. Саханенко. Минск, 2009. 480 с.

Петренко С. Н. Пирожки и порошки: сетевая поэзия между фольклором и литературой // Изв. ВГПУ. 2014а. № 2. С. 129–134.

Петренко С. Н. О специфике порождения новых жанров интернет-фольклора: стишки-порошки // Изв. ВГПУ. 2014б. № 2. С. 193–197.

Петренко С. Н. Жанровые модели постфольклора в русской постмодернистской литературе последней четверти XX – начала XXI века: Авто-реф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2017. 25 с.

Шмелева Е. Я. Кому пирожок? Смеховая культура и Интернет // Карнавал в языке и коммуникации. М.: Изд-во РГГУ, 2016. С. 324–344.

Щукина К. А. Прецедентные феномены в пирожках и порошках – новых жанрах современной интернет-поэзии // Мир русского слова. 2015. № 4. С. 49–54.

Щурина Ю. В. Классификация комических речевых жанров коммуникативного пространства Интернета // Изв. ВГПУ. 2014. № 2 (87). С. 39–43.

Vendler Z. “Illocutionary suicide” // MacKay A. F., Merrill D. D. (eds.). Issues in the philosophy of language. New Haven: Yale Uni. Press, 1976. P. 135–145.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН