Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Негативный семиозис абхидхармы и самоотрицание человека

Авторы: Сергей Сергеевич Аванесов

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия

Выпуск 1, 2024Страницы 9-31
УДК: 130.3 / 241DOI: 10.25205/2307-1753-2024-1-9-31

Аннотация:

Одним из концептуальных оснований гуманитарной экспертизы со-временного технологического прогресса может стать антропологическое наследие мировой философии, в том числе ее восточной ветви. В статье произведен анализ антропологической концепции, которая была сформулирована в рамках традиции буддийской абхидхармы. Автор показывает, каким образом в этой концепции ставятся и решаются вопросы, характерные для современной эпохи «цифровизации» человека. Выяснено, что теория элементов жизненного потока, к которому редуцируется личность, вытекает из идеи совпадения мира и индивидуального опыта. При этом связь биографических событий обеспечивается не этическими константами и ориентирами, но автоматическим действием безличной кармы. Показано, что образы бытия и те элементы, которые производят эти образы, в буддизме описываются как знаки с нулевой референцией. Поток жизни как негативный семиозис открывает место пустоте небытия – неизбеж-ному финалу процесса последовательной деперсонализации человеческого существования. Таким образом, обнаруживается зафиксированная в традиции программа, выявляющая антропологические последствия цифровизации. Эти последствия заключаются в абсолютном самоотрицании человека.

Ключевые слова: философская антропология, цифровизация, буддизм, абхидхарма, негативный семиозис, деперсонализация

Список литературы:

Аванесов С. С. Автономия воли: Кант и Шопенгауэр о бесцельности нравственного действия // Этическая мысль. 2014. Вып. 14. С. 148–159.

Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр., примеч. Е. А. Самарской. М.: Культурная революция, Республика, 2006а. 270 с.

Бодрийяр Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту / Пер. с фр. Н. Суслова. Екатеринбург: У-Фактория, 2006б. 200 с.

Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. М., 1985. 758 с.

Гринцер П. А. Великий эпос Индии // Махабхарата. Рамаяна. М.: Худож. лит., 1974. С. 5–22.

Жуковская Н. Л., Игнатович А. Н., Корнев В. И. Буддизм. М., 1992. 288 с.

Лепехов С. Ю. Сравнительный анализ традиций абхидхармы и праджняпарамиты // Философские и социальные аспекты буддизма. М., 1989. С. 65-81.

Лепехов С. Ю. Идеи шуньявады в коротких сутрах Праджняпарамиты // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск: Наука, 1991. С. 90–104.

Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. 526 с.

Лысенко В. Г. Васубандху о реальности только мысленного представления (репрезентации). Предисловие к публикации «Вимшатика-карика-вритти» Васубандху // Вопросы философии. 2008. № 1. С. 109–112.

Лысенко В. Г. Атомистический подход в школах буддийской абхид-хармы: дхармы и атомы // Вопросы философии. 2016. № 8. С. 150–165.

Меликов В. В. Понятие «субъект» традиционного индийского общества // Бог – человек – общество в традиционных культурах Востока. М.: Наука, 1993. С. 86-105.

Мялль Л. Дхарма – текст и текстопорождающий механизм // Учен. за-п. Тартуского гос. ун-та. Вып. 754: Труды по знаковым системам (XXI). Тарту, 1987. С. 1021.

Нариньяни А. С. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый человек ближайшего будущего // Вопросы философии. 2008. № 4. С. 3–17.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 5–237.

Парибок А. В. «Вопросы Милинды» и их место в истории буддийской мысли // Вопросы Милинды (Милиндапаньха). М., 1989. С. 8–62.

Платон. Соч. / Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса. М.: Мысль, 1970. Т. 2. 610 с.

Рудой В. И. К реконструкции матрик (числовых списков) Абхидхармы // История и культура Центральной Азии. М.: Наука, 1983. С. 190-204.

Семенцов В. С. К происхождению термина dhamma / dharma в буддизме тхеравады // Философские и социальные аспекты буддизма. М., 1989. С. 61-65.

Семичов Б. В. О числе элементов по различным палийским и тибетским буддийским текстам // Тр. Бурятского комплексного научно-исследовательского института. Улан-Удэ, 1960. Вып. 3. С. 5868.

Серто М. де. По городу пешком / Пер. с фр. А. А. Космарского // Со-циологическое обозрение. 2008. Т. 7, № 2. С. 24–38.

Спешилова Е. И. Логико-онтологические проблемы референции пустых терминов: версия Б. Рассела // Вестник Том. гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 9 (137). С. 268–272.

Топоров В. Н. Дхаммапада и буддийская литература // Дхаммапада. М.: Изд-во вост. лит., 1960. С. 5–55.

Торчинов Е. А. О психологических аспектах учения праджняпарамиты (на примере «Ваджраччхедика-праджняпарамита-сутры») // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск: Наука, 1986. С. 47–69.

Хайдеггер М. Что это такое  философия? / Пер. с нем. Е. В. Ознобкиной // Вопросы философии. 1993. № 8. С. 113123.

Шохин В. К. Теизм, постмодернистские похороны метафизики и ин-дийская анатмавада // Философия религии: Альманах. 2008–2009. М.: ЯСК, 2010. С. 243–257.

Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. М.: Наука, 1988. 426 с.

Юм Д. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1996. Т. 1. 734 с.

Russell B. The problems of philosophy. New York; London, 1912. 278 p.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН