|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Марина Мнишек в самоопределении Марины Цветаевой: от разбоя к метапоэзису Авторы: Светлана Юрьевна Корниенко Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
Аннотация: Статья посвящена репрезентациям образа Марины Мнишек в лирике Марины Цветаевой 1916 г. Образ знаменитой самозванки рассматривается в контексте модернистской и неоромантической культурной парадигмы. Способы коллаборации лирической героини и толпы (народа), в том числе разрешение сюжета хождения поэта в пучину народной жизни, демонстрируют множество авторских стратегий – от модернистского исчезновения в толпе до бонапартистского (романтического) возглавления. Особое внимание в статье уделяется разбойным и кабацким стихотворениям книги стихов «Версты. Выпуск 1», в которых содержатся многочисленные исторические аллюзии, отсылающие к последнему периоду жизни Марины Мнишек (стихотворение «Кабы нас с тобой – да судьба свела…»). В этом стихотворении будет представлен эффектный образ казацкой вольницы и народных брожений, в эпицентре которых оказалась «прекрасная Самозванка». В отличие от исторической Марины Мнишек, искавшей, по представлениям Цветаевой, «власти законной», ее героиня упивается разбоем, беззаконием, а также распылением в пространстве и народе собственного сакрального тела. Для Цветаевой самозванство связано не с обретением полноты существования за счет захвата символического тела царицы (по мнению исследователя культуры И. Калинина, самозванец всегда «призрак природного короля»), а с выстраиванием, используя диалектику этого культурного и социального явления, специфического авторского мифа. В лирике 1916 г. ее героиня – носитель подлинного имени (в отличие от Лжедмитрия I), чья природа предельно симультанна: в ее образе парадоксально сливаются гордая полячка, захватившая московский трон, и признанная народная царица. Культурная ипостась «народной правительницы» максимально реализуется не только в «кабацких» стихотворениях поэтической книги, но и в хрестоматийном цикле «Стихи о Москве», прямо не апеллирующем к этому историческому сюжету. Ключевые слова: Цветаева, самозванство, Марина Мнишек, авторская идентичность, персональный миф, метапоэтика Список литературы: Беньямин В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе. СПб.: Symposium, 2004. 478 с. Гиршберг А. Марина Мнишек. М.: Изд. И. А. Вахромеева, 1908. 355 с. Калинин И. «Он грань хотел стереть меж тем, чем был и чем казался»: Рабы, самодержцы и самозванцы (диалектика власти) // НЛО. 2016. № 6. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/142_ nlo_6_2016_spetsialnyy_vypusk_t_2_rabstvo/article/12343/ (дата обращения 15.10.2022). Карамзин Н. М. История Государства Российского. СПб.: Тип. Н. И. Греча, 1829. Т. 12. 244 с. Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. М.: Мысль, 1988. Т. 3. 414 с. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Господство дома св. Владимира. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1880. 759 с. Мейкин М. Марина Цветаева: поэтика усвоения. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1997. 312 с. Мордовцев Д. Л. Лжедмитрий // Мордовцев Д. Л. Собр. соч.: В 14 т. М.: Терра, 1996. Т. 12. С. 7–246. Орловский Я. Польский миф в поэтическом мире М. Цветаевой. 2020. URL: https://www.chitalnya.ru/work/1642703/?ysclid=laoyu1tgxe 449142335 (дата обращения 10.10.2022) Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 17 т. М.: Воскресенье, 1996. Т. 14. 580 с. Рудик И. Русская тема в сборнике Марины Цветаевой «Версты. Стихи. Выпуск 1» Tartu: Tartu Ülicoolu Kurjastus, 2014. 166 с. Русские исторические женщины. Популярные рассказы из русской истории. Женщины допетровской Руси. Составил Д. Мордовцев. СПб.: Тип. книгопродавца К. Плотникова, 1874. 367 с. Сказания современников о Димитрии Самозванце. Часть III. Записки Маржерета и президента де-Ту. СПб.: В тип. Императорской Российской Академии, 1832. 259 с. Смирнов И. П. Самозванство и философия имени // Звезда. 2004. № 3. URL: https://magazines.gorky.media/zvezda/2004/3/ samozvanstvo-i-filosofiya-imeni.html?ysclid=lap2qu50wg383476703 (дата обращения 15.10.2022). Смутное время Московского государства. Соч. Д. Иловайского. М.: Тип. М. Г. Волчанинова, 1894. 343 c. Тугендхольд Я. Современное искусство и народность // Северные записки. 1913. № 11. С. 153–160. Цветаева М. И. Стихи о Москве // Северные записки. 1917. № 1. С. 20–29. Цветаева М. И. Версты. Вып. 1. М.: Госиздат, 1922. 122 с. Цветаева М. И. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1990. 800 с. Цветаева М. И. Неизданное. Сводные тетради / Подгот. текста, предисл. и примеч. Е. Б. Коркиной, И. Д. Шевеленко. М: Эллис Лак, 1997а. 640 с. Цветаева М. И. Собрание сочинений: В 7 т. М.: Терра, 1997б. Шевеленко И. Д. Литературный путь Цветаевой: Идеология – поэтика – идентичность автора в контексте эпохи. М.: НЛО, 2002. 464 с. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |