Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Семиотика числа четыре в Книге о соборе Паисия Лигарида

Авторы: Светлана Климентьевна Севастьянова

Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия

Выпуск 2, 2023Страницы 9-29
УДК: 861.161.1DOI: 10.25205/2307-1753-2023-2-9-29

Аннотация:

Обращение к священным числам и раскрытие их семантического значения – один из литературных приемов в Книге о соборе Газского митрополита Паисия Лигарида. В статье анализируется символическое содержание числа четыре, использованное в приветствии московского духовенства прибывшим на Большой Московский собор 1666–1667 гг. двум восточным патриархам. Установлены источники речей: от арифмологических сочинений последователей Пифагора до пророческих сюжетов о будущем Константинополя. Представив в символических образах историю христианства и богатейший опыт распространения христианской веры древнейшими патриархатами, Лигарид выразил надежды всех христиан на освобождение Христианского Востока от османского ига русским царем.

Ключевые слова: Газский митрополит Паисий Лигарид, Книга о соборе, числовое богословие, четыре стихии, тетраграмматон, тетраморф, Четвероевангелие, четыре реки Эдема, четыре архангела, видения пророков Иезекииля и Даниила

Список литературы:

Анатолий, иером. Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века. Киев: Тип. «Петр Барский в Киеве», 1911. 299 с.

Блаженный Иероним Стридонский. Толкование на Евангелие от Матфея. М.: Сибирская благозвонница, 2018. 464 с.

Буевский А. С., Макарий (Тилиридис), митр. Зимбабвийский, Нелюбов Б. А., Панченко К. А., Чичуров И. С., Э. Н. Г. Александрийская Православная Церковь (Александрийский Патриархат) // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2000. Т. 1. С. 559‒594.

Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. СПб.: Алетейя, 2001. 568 с.

Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры. М.: Прогресс, 1988. 672 с.

Евсевий Кесарийский. Церковная история. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2013. 544 с.

Зайцев Д. В. Маркиан // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2016. Т. 44. С. 25‒28.

Иосиф Флавий. Иудейские древности: В 2 т. М.: Издательство АСТ; Ладомир, 2002. Т. 1, кн. 1‒12. 784 с.

Лидов А. М. Священные воды в пространстве храма: «Райские реки» как образ-парадигма византийской иеротопии // Святая вода в иеротопии и иконографии христианского мира. М.: Феория, 2017. С. 159‒183.

Мэтью Г. Толкование на книги Нового Завета. Dutch Reformed Tract Society, Branch of the Netherlands Reformed Congregations; Stichting Friedensstimme Nederland, 2000. Т. 2. 421 с.

Наджим Михаил, свящ., Нелюбов Б. А., Панченко К. А., Фразиер Т. Л., Чичуров И. С. Антиохийская Православная Церковь (Антиохийский Патриархат) // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2001. Т. 2. С. 501‒529.

Опарин А. А. Всемирная история и пророчества Библии: Монография. Харьков: Факт, 1997. 184 с.

Подосинов А. В. Символы четырех евангелистов: Их происхождение и значение. М.: Языки русской культуры, 2000. 176 с.

Рэнкин Д. Практическая магия стихий: магия четырех стихий в западной мистериальной традиции. М.: Энигма, 2017. 234 с.

Св. Ириней Лионский. Против ересей. Доказательства апостольской проповеди. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008. 672 с.

Скабалланович М. Первая глава книги пророка Иезекииля: Опыт изъяснения. Мариуполь: Тип. С. А. Копкина, 1904. 320 с.

Страбон. География: В 17 кн. М.: Наука, 1964. 957 с.

Тантлевский И. Р. Книги Еноха. Сефер Йецира. Книга созидания. М.: Мосты культуры, 2002. 386 с.

Топоров В. Н. Числа // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. М.: Сов. энциклопедия, 1988. Т. 2. С. 629‒631.

Тычинская П. А. Огненный лик. Образ Божественного света в иконографии небесных сил // Иеротопия огня и света в культуре византийского мира. М.: Феория, 2013. С. 475‒488.

Успенский Б. А. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). М.: Языки русской культуры, 1998. 680 с.

Чернов А. Иоанн Богослов – орел или лев? Евангельский тетраморф в начальной русской традиции. Правка и добавления – 21 мая 2008. URL: chernov-trezin.narod.ru/tetramorf.htm (дата обращения 17.08.2023).

Шумилов Виталий, прот. Толкование символов евангелистов святыми отцами // Московские епархиальные ведомости. 2020. № 3. С. 86‒95.

Щетников А. И. Теологумены Арифметики // ΣΧΟΛΗ. 2009а. Т. 3.1. С. 279‒334.

Щетников А. И. Теон Смирнский. Изложение предметов, полезных при чтении Платона // ΣΧΟΛΗ. 2009б. Т. 3.2. С. 466‒558.

Palmer W. The Patriarch and the Tsar. London, 1873. Vol. 3. 558 p.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН