|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Этика и автоматика: негативный семиозис как парадигма цифровизации Авторы: Сергей Сергеевич Аванесов Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия
Аннотация: Исследован один из гуманитарных аспектов процесса развития цифровых технологий. Автор выясняет, что происходит с человеком, когда он вынужден перестраивать свое понимание мира и самого себя в условиях цифровизации существования. Утверждается, что внедрение технологических инноваций запускает процесс перехода от этической организации действия к автоматическому регулированию поведения, что в конечном счете означает деперсонализацию человека. Автор показывает, что концептуальное основание неизбежности такого процесса можно обнаружить в литературе буддийской абхидхармы, прежде всего в метафизической нумерологии вайбхашики. Современной антропной ситуации присущи следующие характерные черты: 1) капсулизация существования; 2) виртуализация жизненного мира; 3) унифицирующая адаптация; 4) процессуально-атомарный анализ; 5) нулевая степень телесности; 6) негативный семиозис. Эти характеристики позволяют нам интерпретировать то, что происходит с человеком в эпоху его «цифровизации», посредством концептуального аппарата буддийской философской антропологии. Ключевые слова: философская антропология, цифровизация, буддизм, абхидхарма, негативный семиозис, деперсонализация Список литературы: Аванесов С. С. «Горгий» Платона: опыт аксиологического комментария // ΣΧΟΛΗ: Философское антиковедение и классическая традиция. 2008. Т. 2, вып. 2. С. 181–194. Аванесов С. С. Человек в норме. Новосибирск: Офсет-ТМ, 2016. 352 с. Аванесов С. С., Спешилова Е. И. Концептуальные координаты «цифровой» антропологии // Человек.ru. Гуманитарный альманах. 2021. № 16. С. 14–25. Барбур И. Этика в век технологии / Пер. с англ. А. Киселёва. М., 2001. 400 с. Бодрийяр Ж. Город и ненависть / Пер. с фр. Б. П. Нарумова // Логос. 1991–2005. Избранное. М.: Территория будущего, 2006а. Т. 2. С. 437–448. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр., примеч. Е. А. Самарской. М.: Культурная революция, Республика, 2006б. 270 с. Бодрийяр Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту / Пер. с фр. Н. Суслова. Екатеринбург: У-Фактория, 2006в. 200 с. Клеман О. Смысл Земли. III. Техника и воскресение / Пер. с фр. А. Бакулова // Страницы. 2004. Т. 9, вып. 2. С. 289–307. Мышкин О. С. Человек и техника: в поисках нового способа сосуществования // Вестник Перм. нац. исслед. политехн. ун-та. Культура. История. Философия. Право. 2015. № 3. С. 31–42. Нариньяни А. С. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый человек ближайшего будущего // Вопросы философии. 2008. № 4. С. 3–17. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Соч. В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 5–237. Островская Е. П., Рудой В. И. Буддийский взгляд на мир. СПб.: Андреев и сыновья, 1994. 462 с. Серто М. де. По городу пешком / Пер. с фр. А. А. Космарского // Социологическое обозрение. 2008. Т. 7, № 2. С. 24–38. Хоружий С. С. Социум и синергия: колонизация интерфейса. Казань: Казан. инновационный ун-т, 2016. 452 с. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |