|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Нормы лингвоэстетики советской и постсоветской детской прозы Авторы: Мария Ивановна Киосе Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия; Институт языкознания Российской академии наук, Москва, Россия
Аннотация: Язык детской прозы рассматривается как социально-институциональная норма, диктуемая лингвоэстетическими установками эпохи. Языковые средства выразительности, выступающие показателями лингвоэстетических установок, исследуются в произведениях двух исторических эпох: советской (издания конца 1950-х – начала 1980-х гг.) и постсоветской (издания, вышедшие после 2000 г.). Обнаружены установки на игру с именами собственными и на вариативность в выборе тропов и переключений коммуникативного регистра, которые проявляются в произведениях постсоветского периода. Наличие данных установок даже на ограниченном языковом материале позволяет утверждать, что не только особенности конструирования художественного мира, но и нормы лингво-эстетики в детской литературе подверглись изменениям. Ключевые слова: лингвоэстетика, советская детская литература, постсоветская детская литература, детская проза, эстетическая функция, лингвостилистика, лингвоэстетические установки Список литературы: Бардакова В. В. Ономастикон русской детской литературы // Альманах современной науки и образования. 2009. Вып. 2 (21). С. 17–19. Бернштейн И. Детская литература советской эпохи: проблемы комментирования // Детские чтения. 2016. Вып. 10 (2). С. 105–124. Детская литература / Под ред. Е. О. Путиловой М.: Академия, 2008. 381 с. Детская литература сегодня / Сост. Н. В. Барковская, М. А. Литовская. Сб. науч. ст. Екатеринбург: УрГПУ, 2010. 154 с. Долженко Л. В. Рациональное и эмоциональное в русской литературе 50–80-х гг. ХХ в.: Н. Н. Носов, В. Ю. Драгунский, А. Г. Алексин, В. П. Крапивин: Дис. … д-ра филол. наук. Волгоград, 2010. 394 с. Зыкова И. В., Киосе М. И. Переключение социокоммуникативных регистров как параметр лингвистической креативности: Кинодискурс vs дискурс детской литературы // Studia z Filologii Polskiej i Słowiańskiej. 2021. Vol. 56. Article no. 2384. Ирисханова О. К. О понятии перспективизации в современной лингвистике // Когнитивные исследования языка. 2013. Вып. 15. С. 43–58. Карпухина В. Н. Дискурс детской художественной литературы в процессах институализации общества // Сибирский филологический журнал. 2015. № 2. С. 248–255. Костина Е. В. Авторские новообразования в языке отечественной детской литературы: функциональный и словообразовательный аспекты: Дис. … канд. филол. наук. Орел: Орлов. гос. ун-т, 2007. 260 с. Крысин Л. П. Кодовые переключения как компонент речевого поведения человека // Речевое общение: специализированный вестник. 2000. Вып. 3 (11). С. 61–64. Лингвокреативность в дискурсах разных типов: пределы и возможности / Под ред. И. В. Зыковой. М.: Р-Валент, 2021. 563 с. Москвин В. П. Русская метафора: очерк семиотической теории. М.: URSS, 2007. 182 с. Тынянов Ю. Н. Тютчев и Гейне // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 29–37. Фещенко В. В., Коваль О. В. Сотворение знака: очерки о лингвоэстетике и семиотике искусства. М.: ЯСК, 2014. 640 с. Шпет Г. Г. Театр как искусство (1922) // Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры / Отв. ред.-сост. Т. Г. Щедрина. М.: РОССПЭН, 2007. С. 19–39. Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975. С. 193–230. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |