|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Смерть Сталина и метафора болезни государства в повести В. Гроссмана «Всё течёт…» Авторы: Мауриция Калузио Католический университет Святого Сердца, Милан, Италия
Аннотация: Предлагается несколько уточнений к истории творческой эволюции Василия Гроссмана. Автор предлагает обратить внимание на не исследованные ранее варианты повести «Всё течёт…», над которой Гроссман работал в последние годы жизни (1955–1964), опубликованной в России в 1989 г. Изучение двух сохранившихся автографов текста и сопоставление разных версий повести помогают понять, как и когда советский Гроссман стал тем Гроссманом-диссидентом, которого можно было опубликовать только посмертно. Творческая эволюция писателя рассматривается в статье прежде всего через сопоставление нескольких характерных гроссмановских приемов (метафора, повторение, нарушение табу) и тем (болезнь и смерть Сталина, болезнь государства). Ключевые слова: Василий Гроссман, «Всё течёт», варианты Список литературы: Берзер А. Прощание // Липкин С. Жизнь и судьба Василия Гроссмана. Берзер А. Прощание. М., 1990. С. 121–270. Геллер M. Концентрационный мир и советская литература. Лондон, 1974. 352 с. Калузио М. Василий Гроссман и первый опыт художественного исследования Гулага (О повести «Все течет…») // L’analisi linguistica e letteraria. 2017, no. 2, pp. 175–186. Калузио М. Штрихи к портрету советского приспособленца: Николай Андреевич из повести В. Гроссмана «Все течет...» // Языковая личность в зеркале интерпретационных исследований / Под ред. Т. А. Трипольской. Новосибирск, 2021. С. 66–87. Красникова А. Взгляд – врач – враг. Частотные словари и эволюция языка и художественного мира «Всё течет…» Василия Гроссмана // Языковая личность в зеркале интерпретационных исследований / Под ред. Т. А. Трипольской. Новосибирск, 2021. С. 192–217. Эткинд Е. Советские табу // Синтаксис. 1981. № 9. С. 3–20. Garrard J. The Original Manuscript of Forever Flowing: Grossman’s Autopsy of the New Soviet Man // The Slavic and East European Journal. 1994. No. 2. P. 271–289. Ghini G. Judas forgiven. Vasily Grossman’s last Meditation on Guilt // Гроссмановский сборник. Наследие современного классика / Сост. М. Калузио, А. Красникова, П. Тоско. Милан, 2016. C. 363–376. Ghini G. Еverything flows but Ivan Grigorevich stands still: Grossman, Heraclitus, and the Prodigal Son // Vasily Grossman. A Writer’s Freedom. Ed. by Anna Bonola and Giovanni Maddalena. London, Chicago, McGill-Queen’s Uni. Press, 2018, pp. 79–94. Markish S. Le Cas Grossman. Paris, Julliard, L’Age d’Homme, 1983. Popoff A. Vasily Grossman and the Soviet Century. New Haven, London, Yale Uni. Press, 2019. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |