Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Тайнопись как особенность поэтической структуры пьесы А. П. Чехова «Три сестры»

Авторы: Людмила Павловна Якимова

Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия

Выпуск 2, 2021Страницы 336-358
УДК: 82.0 DOI: 10.25205/2307-1737-2021-2-336-358

Аннотация:

Представая одним из самых востребованных произведений русской литературы, пьеса Чехова «Три сестры» до сих пор сохраняет в своей поэтике немало тайн, неизведанность которых объясняет сложность ее герменевтической истории.

В представленной статье акцентируется внимание на особенностях поэтикосмыслового воплощения числовой магии, проявившейся в обозначении как текущего, так и космического времени, а также в культурологических аллюзиях числа «три», представленного в сильной позиции заглавия пьесы «Три сестры». В семиотическом аспекте тайного значения авторских знаков рассматривается частотность повтора идиомы «всё равно» в пьесе «Три сестры», что позволяет увидеть глубину интертекстуального поля русской литературы от Достоевского до Платонова, Леонова и др.

Путь мотивно-интертекстуального анализа позволяет расширить представление о роли чеховских произведений в текстообразовательных процессах русской литературы ХХ в. Мотивно-сюжетный концепт «трех сестер» нашел новое поэтико-смысловое наполнение во многих произведениях «послечеховского» периода, подтверждением чего стали произведения Ф. Сологуба «Мелкий бес», А. Ремизова «Крестовые сёстры», анализом которых статья завершается.

Ключевые слова: Чехов, «Три сестры», текущее время и космическое время, поэтика числа «три», идиома «всё равно», текст Чехова в русской литературе, Ф. Сологуб «Мелкий бес», А. Ремизов «Крестовые сёстры»

Список литературы:

Достоевский Ф. М. Повести и рассказы: В 2 т. М., 1958. Т. 2.

Платонов А. Ювенильное море. М.: Современник, 1988. 560 с.

Рейфилд Д. Жизнь Антона Чехова. М.: Б.С.Г. Пресс, 2011. 779 с.

Ремизов А. Крестовые сестры. М.: Современник, 1989. 122 с.

Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Медиум, 1995. 695 с.

Сологуб Ф. Мелкий бес. Минск, 1988а. 219 с.

Сологуб Ф. Звериный быт. Минск, 1988б. 46 с.

Чехов А. П. Три сестры // Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. М.: Наука, 1978.Т. 13: Пьесы. 1895–1904. . Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. М., 1978. Т. 6: Письма, январь 1895 – май 1897. 775 с.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН