Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Выбор системы отсчета и оценка дискурсивной и индивидуально-авторской лингвокреативности

Авторы: Мария Ивановна Киосе, Анна Александровна Степанова

Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия

Институт языкознания Российской академии наук, Москва, Россия

Выпуск 2, 2021Страницы 30-51
УДК: 81.139DOI: 10.25205/2307-1737-2021-2-30-51

Аннотация: Предложен контрастивный метод оценки дискурсивной лингвокреативности, в основе которого лежит принцип выбора системы отсчета. В качестве систем отсчета рассматриваются разные типы дискурса; здесь это дискурс детской литературы и эпистолярный дискурс, с одной стороны, и индивидуально-авторский дискурс, с другой. Метод позволяет оценить вариативность в проявлениях лингвокреативности, определяющуюся использованием того или иного типа дискурса как системы отсчета. Анализ реализован на материале произведений трех авторов, М. Шолохова, К. Паустовского и С. Маршака, в творчестве которых представлены дискурс детской литературы и эпистолярный дискурс. В ходе исследования устанавливаются дискурсивные новации, или дискурсивно-прагматические установки, обусловливающие вариативность проявлений лингвокреативности в художественном и эпистолярном дискурсах, а также в индивидуально-авторском дискурсе.

Ключевые слова: лингвокреативность, индивидуально-авторский дискурс, дискурсивные профили, дискурс детской литературы и эпистолярный дискурсы, принцип последовательных преобразований системы отсчета, дискурсивные новации

Список литературы:

Акимова Т. П. Лингвокультурологические характеристики эпистолярного текста (на материале писем классиков русской литературы ХIХ–ХХ вв.):

Автореф. дис. … д-ра филол. наук. Волгоград, 2017. 44 с.

Баранов А. Н. Постулаты когнитивной семантики // Изв. АН. Серия: Литература и язык. 1997. Т. 56 (1). С. 11–21.

Белова А. В. Лингвопрагматическая характеристика обратимой эпистолярной коммуникации (на материале переписки Ал. П. Чехова и А. П. Чехова): Дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2005. 152 с.

Белоглазова Е. В. Дискурсная гетерогенность литературы для детей: когнитивный и лингвопрагматический аспекты: Дис. … д-ра филол. наук. СПб., 2010. 400 c.

Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 256 с.

Григорьев В. П. Грамматика идиостиля: В. Хлебников. М.: Наука, 1983. 225 с.

Гусева С. В. Текстообразующие факторы и их функционирование в эпистолярном дискурсе А. П. Чехова: Дис. ... канд. филол. наук. Йошкар-Ола, 2006. 156 с.

Зыкова И. В. Метаязык лингвокультурологии: константы и варианты. М.: Гнозис, 2017. 752 c.

Зыкова И. В. Методологические векторы изучения лингвистической креативности в кинодискурсе // Уральский филологический вестник. Серия «Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива». 2020. Вып. 29. С. 23–36.

Зыкова И. В., Киосе М. И. Параметризация лингвистической креативности в междискурсивном аспекте: кинодискурс vs дискурс детской литературы // Вопросы когнитивной лингвистики. 2020. № 2. С. 26–40.

Калёнова Н. А. Эмотивная фразеология в частном эпистолярном дискурсе: Монография. Волгоград: Волгоград. науч. изд-во, 2015. 258 с.

Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.

Курьянович А. А. Теоретические вопросы изучения эпистолярия в современной лингвистике: Монография / Под ред. Н. С. Болотновой. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2013. 220 с.

Мельников Г. П. Системология и языковые аспекты кибернетики. М.: Сов. радио, 1978. 368 с.

Сапожникова Н. В. «В письме я есмь»: жизнь и философско-антропологическая судьба эпистолярного дискурса «русского» XIX века. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. гуманит. ун-та, 2006. 303 с.

Синельникова Л. Н. О научной легитимности понятия «дискурсивная личность» // Учен. зап. Таврического нац. ун-та им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». 2011. Т. 24 (63), № 2, ч. 1. С. 454–463.

Троицкий Ю. Л. Историческая компаративистика: эпистемология и дискурс // Диалог со временем. 2010. Вып. 30. С. 26–32.

Фесенко О. П. Эпистолярий: жанр, стиль, дискурс // Вестник Челяб. гос. ун-та. 2008. Вып. 23. С. 132–143.

Четверикова О. В. Знаки авторства как средства вербальной манифестации смысловой сферы творческой языковой личности: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. Тверь, 2012. 53 с.

Щедровицкий Г. П. Избр. тр. М.: Школа культурной политики, 1995. 800 с.

Bertalanffy L. General System Theory. Foundations, Development, Applications. N. Y.: University of Alberta Press, 1968. 289 p.

Hunt P. Understanding children’s literature. London; New York: Routledge, 2005. 240 p.

Gamble N. Exploring children’s literature: Reading with pleasure and purpose. London: SAGE, 2013. 280 p.

Kiose M. I. Linguistic creativity and discourse profiles of English language children’s novels // Russian Journal of Linguistics. 2021. Vol. 25 (1). P. 147–164.

Nikolaeva M. Children’s literature comes of age: Towards a new aesthetic. N. Y.: Garland, 1996. 239 p.

Zipes J. Sticks and stones. The troublesome success of children’s literature from Slovenly Peter to Harry Potter. London; New York: Routledge, 2001. 228 p.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН