|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Пьесы Чехова как основа метатеатральных спектаклей 2010-х годов Авторы: О. Н. Купцова, Е. К. Созина Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия; Государственный институт искусствознания, Москва, Россия; Институт истории и археологии УрО РАН, Екатеринбург, Россия; Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия
Аннотация: Драматургия Чехова сохраняет свою постоянную популярность на протяжении всего ХХ в., имеет непрерывную сценическую историю. В современном театре она выступает в нескольких качествах: 1) как литературная основа для театрального действия, тщательно сохраняемая режиссером (традиционалистский подход); 2) как материал, который может и должен быть адаптирован, осовременен, приспособлен к актуальному кругу острых проблем и к сегодняшнему сценическому языку (авангардный, постдраматический подход). Сегодня можно говорить о переходе чеховской драматургии в разряд прото- и метатекста. В статье рассматриваются наиболее яркие примеры театральных постановок последних лет, демонстрирующие отношение к чеховской драме как к своего рода «прототексту» или «метатексту». Это, в частности, постановки Александринского театра (режиссер А. В. Жолдак), театров «Около дома Станиславского» (режиссер Ю. Н. Погребничко), «Красный факел» (Новосибирск, режиссер Т. В. Кулябин), «Коляда-театр» (Екатеринбург, режиссер Н. В. Коляда), оперы «Три сестры» венгерского композитора Петера Этвёша (Екатеринбург, режиссер Кристофер Олден). Ключевые слова: А. П. Чехов, драматургия, прототекст, метатекст, театральные постановки, современный театр, режиссер Список литературы: Джурова Т. Апокалипсис масс // Петербургский театральный журнал. 2010. № 1 (59). URL: http://ptj.spb.ru/archive/59/director-school-59/vishnevyj-sad-3/. Леман Х.-Т. Постдраматический театр / Пер. с нем., вступ. ст. и коммент. Н. Исаевой. М.: ADCdesign, 2013. 311 с. Маряхина Е. А. Смыслообразующие функции художественной детали: вариативность режиссерских прочтений: Магистерская диссертация. М.: РГГУ, 2020. 204 с. Петер Этвёш. Три сестры: опера в трех последовательностях / Ред.-сост. А. Рябин, Б. Королёк. Екатеринбург: Урал. Опера. Балет, 2019. 150 с. «По ту сторону занавеса». Спектакль Андрия Жолдака. Программа спектакля. СПб.: Александринский театр, 2016. 4 с. Синицкая А. Метадрама // Экспериментальный словарь новейшей драматургии / Общ. ред. С. Лавлинский, Л. Мних. Siedlce: IKRiBL, 2019. С. 160–170. Сухих И. Н. Проблемы поэтики Чехова. 2-е изд., доп. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. 492 с. Таршис Н. Наша сакура // Петербургский театральный журнал. 2010. № 1 (59). URL: http://ptj.spb.ru/archive/59/director-school-59/vishnevyj-sad-3/. Щербакова Н. Г. Ритуальность как элемент в театральной эстетике Николая Коляды // Театрон. 2013. № 1 (11). С. 77–85. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |