Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Поэтика медиадискурса: лингвокогнитивные основы разграничения каламбура и игры слов (на материале англоязычной прессы)

Авторы: Е. С. Шмелёва

ИНСТИТУТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ РАН; МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 2, 2019Страницы 272-282
УДК: 81’38DOI: 10.25205/2307-1737-2019-2-272-282

Аннотация: Каламбур, как и игра слов, представляются нам не просто средствами создания языковой и художественной выразительности, но одними из наиболее ярких инструментов формирования поэтики медиадискурса. Данная статья посвящена рассмотрению лингвокогнитивных особенностей формирования и отграничения этих смежных стилистических приемов. Ввиду широкой палитры стилистических эффектов, создаваемых каламбуром и игрой слов, данные приемы представляются в значительной степени изученными. Вместе с тем многие аспекты их формирования и функционирования остаются неясными: в частности, среди лингвистов по-прежнему нет единства в определении и отграничении данных стилистических приемов. Некоторые исследователи вовсе не проводят разграничения, однако те из них, которые придерживаются узкой трактовки данных приемов, как правило, исходят из формального (структурного) критерия: лежит ли в основе приема обыгрывание нескольких значений одной лексической единицы (что характерно для каламбура) или значения нескольких сходных по форме единиц (что является условием формирования игры слов). В данной статье, помимо формального критерия разграничения каламбура и игры слов, рассматриваются лингвокогнитивные основания подобного разделена основе методики фреймового анализа. В ходе исследования были выявлены три фреймовые модели формирования каламбура и игры слов: совмещение двух фреймов на базе общего терминала (М1), расширение одного из фреймов за счет появления нового фокуса фрейма (М2), а также концептуальная интеграция двух фреймов (М3). На основании проанализированных примеров актуализации данных моделей в заголовках англоязычной прессы был сделан вывод о том, что частотность той или иной формы реализации стилистического приема, в основе которой лежит соответствующая структурная и фреймовая (лингвокогнитивная) модель, может указывать на то, каламбур это или игра слов. Наиболее сложная по своей структуре модель (М3), предполагающая модификацию структуры одного из фреймов, наименее частотна в отношении каламбура и не применима к игре слов в силу особенностей формирования данного стилистического приема. Продуктивность двух других моделей также определяется семантической структурой приемов каламбура и игры слов: модель М1 более продуктивна при формировании каламбура, потому что предполагает наличие терминалов совпадения в семантической структуре актуализируемых фреймов, в то время как модель М2 более характерна для игры слов, поскольку ввиду отсутствия совпадений в семантической структуре соответствующих фреймов может быть реализована на базе совпадающих лишь по форме единиц (омофонов, омографов, паронимов).

Ключевые слова: каламбур, игра слов, фрейм, фреймовый анализ, лингвокогнитивная модель, медийный заголовок

Список литературы:

Аристотель. Поэтика. Риторика. М.: Азбука, 2018. 320 c.

Веселовский А. Н. Избранное: Историческая поэтика. М.: Litres, 2017. 684 с.

Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Litres, 2017. 432 с.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / Под ред. А. П. Горкина. М.: РОСМЭН, 2006. 1682 c.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Litres, 2018. 409 с.

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. М.: Высш. шк., 1990. 344 с.

Софронова Л. А. Поэтика славянского театра XVII – первой половины XVIII в.: Польша, Украина, Россия. М.: Наука, 1981. 263 с.

Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / Пер. с англ. А. Анистратенко, И. Знаешева. СПб.: Ювента, 1999. 317 с.

Шмелёва Е. С. О понятии каламбура // Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та. Се- рия: Языкознание. 2016. Вып. 19 (758). С. 110–120.

Fauconnier G., Turner M. Conceptual Integration Networks // Cognitive Science. 1998. Vol. 22 (2). P. 133–187.

Fillmore Ch. Frames and the Semantics of Understanding // Quaderni di Semantica. 1985. Vol. 6, № 2. P. 222–254.

Fowler R. Language in the News: Discourse and Ideology in the Press. London and New York: Routledge, 1991. 254 p.

Galperin I. R. Stylistics. М.: Высш. шк., 1981. 335 p.

Koestler A. The Act of Creation. London: Hutchinson, 1964. 751 p.

LDCE – Longman Dictionary of Contemporary English. Pearson, 2007. 1950 p.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН