|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Понятия «проекция» и «проективный смысл» в терминосистеме когнитивной лингвистики Авторы: Л. О. Чернейко МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА
Аннотация: Предлагается нетривиальный подход к изучению механизма ассоциирования смыслов и слов в речи, который позволяет рассмотреть не равноправное их соединение, а проекцию неизвестного и / или непонятного на элементы опыта коллективного, отлитого в узуальной сочетаемости языковых единиц, или индивидуального, создающего окказиональную сочетаемость. Цель исследования – дать развернутое теоретическое обоснование использованию термина «проекция» в когнитивной лингвистике и в когнитивной поэтике как складывающейся парадигме знаний о художественном тексте (ХТ), а также термину «проективный смысл», позволяющему подойти к таким традиционно выделяемым тропам, как метафора, сравнение и метаморфоза с единых позиций. Теоретической базой исследования являются разрабатываемые автором концепция грамматичности сочетаемости абстрактных субстантивов с вторичными предикатами, метод моделирования сложившихся в культуре и складывающихся в художественном идиолекте представлений об абстрактном феномене, исчисляемых в проективных смыслах, и принципы лингвистического моделирования смысловой структуры ХТ. Аргументация релевантности термина «проекция» в лингвистике опирается на научные достижения отечественных и зарубежных лингвистов, однако историческая перспектива требует признания приоритета в разработке метода, который позже получил название «концептуальный анализ слова», за такими отечественными лингвистами, как А. Белый и В. А. Успенский. В математическом термине «проекция», который взят на вооружение лингвистикой, релевантной для когнитивистики представляется идея зависимости неизвестного от известного в процессе его ментального освоения, а также идея «картинная плоскость», которую приме-плоскость, заполненную результатами повседневного опыта. Проективные смыслы (проективы) предлагается рассматривать как чувственные и логические образы абстрактного феномена, в которых осмысляются его значимые для культуры профили (стороны, аспекты) и которые направляют сочетаемость его имени, а набор проективов представляет собой верифицируемую модель содержания абстрактного имени. В статье предлагается значимое для когнитивной поэтики установление сходства (по проективности) когнитивной метафоры и сравнения и их когнитивные и структурные различия: логическая избыточность сравнения и логическая необходимость когнитивной метафоры для дискурсного бытия абстрактных имен. В сравнении как разновидности широко понимаемой метафоры явлен «формообразующий инстинкт» (О. Мандельштам), в котором знание преобладает над зрением, метафизика – над физикой, индивидуальное – над всеобщим. Ключевые слова: терминосистема, художественный текст, когнитивная поэтика, вещная коннотация, проекция, проективный смысл (проектив), когнитивная метафора, сравнение Список литературы: Апресян Ю. Д. Коннотация как часть прагматики слова // Апресян Ю. Д. Избр. тр. М.: ЯРК, 1995. Т. 2. С. 156–177. Баранов А. Н., Добровольский Д. О. Постулаты когнитивной семантики // Изв. АН. Серия литературы и языка. 1997. Т. 56, № 1. С. 11–21. Белый А. Поэзия слова. Петербург: Эпоха, 1922. 135 с. Блэк Макс. Метафора // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С. 153–172. Мандельштам О. Разговор о Данте // Мандельштам О. Избранное. М.: Интер- принт, 1991. С. 220–276. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи. М.: Прогресс, 1993. 656 с. Степун Ф. А. Жизнь и творчество // Логос. 1991. Вып. 1. С. 98–121. Телия В. Н. Типы языковых значений. Связанное значение слова в языке. М.: Наука, 1981. 269 с. Телия В. Н. К проблеме связанного значения слова: гипотезы, факты, перспек- тивы // Язык – система. Язык – текст. Язык – способность: Сб. ст. / Ин-т рус. язы- ка РАН. М., 1995. С. 25–36. Успенский В. А. Апология математики. СПб.: Амфора, 2012. 554 с. Успенский В. А. О вещных коннотациях абстрактных существительных // Се- миотика и информатика. 1997. Вып. 35. С. 146–152. Флоренский П. Термин // У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990. С. 200–231. Чернейко Л. О. Лингвофилософский анализ абстрактного имени. М.: УРСС, 2010. 272 с. Чернейко Л. О. «Ненаучная метаречь» современной когнитивной лингвистики // Приоритеты современной русистики в осмыслении языкового пространства: В 2 т. Уфа, 2012. Т. 1. С. 151–165. Чернейко Л. О. Метод как инструмент формирования научного объекта // Язык и метод: Русский язык в лингвистических исследованиях XXI века. Краков: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellońskiego, 2015. Т. 2: Лингвистический анализ на грани методологического срыва. С. 37–48. Чернейко Л. О. Как рождается смысл: смысловая структура художественного текста и лингвистические принципы его моделирования. М.: Гнозис, 2017. 208 с. Якобсон Р. Новейшая русская поэзия // Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. С. 272–316. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |