Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Черное солнце и огороженный простор: образы неволи в творчестве Сергея Параджанова и Кадзуки Ясуо

Авторы: Э.-Б. М. Гучинова

КАЛМЫЦКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАН

Выпуск 2, 2019Страницы 78-99
УДК: 929: 75(47 + 57)Параджанов + 159.9DOI: 10.25205/2307-1737-2019-2-78-99

Аннотация: Статья посвящена творчеству двух выдающих художников – Сергея Параджанова (СССР) и Кадзуки Ясуо (Япония). Параджанов был осужден и провел пять лет в лагерях, Кадзуки оказался в советском лагере для военнопленных. Унизительный опыт заключения художников отразился в их творчестве, которое не прекращалось и за колючей проволокой. Параджанов свое лагерное творчество так и обозначил – огороженный простор. Он и Кадзуки использовали техники бриколажа, причем японский художник сам компоновал состав красок, поскольку фабричные цвета не передают чужое черное солнце. В то же время нахождение в принципиально иных лагерях отразилось в портретах заключенных: колоритных лицах у Параджанова и деперсонализованных фигурах Кадзуки. Параджанов и Кадзуки создают куклы, коллажи, автопортреты и лого, частью которого становится лагерная проволока, или лого, в котором автопортрет является рабочим инструментом пленника.

Ключевые слова: язык травмы, травматическое прошлое, лагерь, Гулаг, память

Список литературы:

Абрамян Л. Кинорежиссер, смотрящий на мир глазами художника // Калейдоскоп Параджанова. Рисунок, коллаж, ассамбляж / Сост. З. Саркисян, коммент. З. Саркисян, Л. Абрамян; Музей Сергея Параджанова. Ереван, 2008. С. 19–29.

Агамбен Дж. Что остается от Аушвица. Архив и свидетельство // Отечественные записки. 2008. № 4. С. 58–59.

Айрапетян В. Толкование на анекдот про девятых людей (АТ 1287). М.: Языки славянской культуры, 2010. 71 с.

Гучинова Э.-Б. Рисовать лагерь. Язык травмы в памяти японских военнопленных о СССР. Sapporo: Slavic-Eurasian Research Center, Hokkaido University, 2016. 220 с.

Калейдоскоп Параджанова. Рисунок, коллаж, ассамбляж / Сост. З. Саркисян, коммент. З. Саркисян, Л. Абрамян; Музей Сергея Параджанова. Ереван, 2008. 155 с.

Катасонова Е. Японские военнопленные в СССР: большая игра великих держав. М.: Ин-т востоковедения РАН; Крафт+, 2003. 427 с.

Кузнецов С. И. Японцы в сибирском плену (1945–1956). Иркутск: Изд-во журнала «Сибирь», 1997, 261 с.

Мещеряков А. Н. Стать японцем. М.: Эксмо, 2012. 432 с.

Нич Д. Московский рассказ. Жизнеописание Варлама Шаламова. 1960–1980-е годы. Личное издание. 2011. 448 с.

Орозбаев К. Планета Сергея Параджанова // Виноград. 2011. № 2 (40). URL: http://www.vinograd.su/art/detail.php?id=44035 (дата обращения 20.05.2019).

Сергей Параджанов: Письма из зоны / Автор проекта и гл. ред. Г. Закоян. Ереван: Фильмадаран, 2000. 347 с.

Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / Пер. с фр. В. Наумова. М.: Аd Marginem, 1999. 477 с.

Шаламов В. Манифест о «новой прозе» // Вопросы литературы. 1989. № 5. С. 225–248.

Kazuki Yasuo. Watashi-no Siberia. Misumi, 1994. 123 p.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН