Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Вавилонская башня: от символа к языковым приемам («Горгород» Оксимирона)

Авторы: И. О. Дементьев

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И. КАНТА, КАЛИНИНГРАД

Выпуск 1, 2019Страницы 350-375
УДК: 821.161.1DOI: 10.25205/2307-1737-2019-1-350-375

Аннотация: Представлен анализ концептуального альбома российского рэпера Оксимирона (псевдоним Мирона Фёдорова) «Горгород» (2015). Исследование опирается на выявление мультиязыкового анаграмматического кода в тексте. Ключевой образ в произведении – Вавилонская башня, изображенная на обложке альбома. Вавилонский миф о столпотворении играет роль претекста для «Горгорода»: автор использует различные языковые приемы, включая мультиязыковое кодирование, омонимию и омофонию, анаграммирование, другие виды языковой игры, для того чтобы произвести «вавилонский эффект» – показать языковое смешение после столпотворения. В статье выявлены важнейшие для концепции Оксимирона семантические комплексы – башня как сочетание вертикали и окружности; башня как голова (интеллекта и власти); смерть и счастье и др. Отдельно обсуждаются анаграммы к имени главного героя «Горгорода» Марка, интертекстуальные связи альбома с другими произведениями, включая Откровение Иоанна Богослова и сочинения Никколо Маккиавелли. Показано, что текст «Горгорода» отражает глубокую рефлексию поэта над вопросами природы языка и политики.

Ключевые слова: анаграмма, «Горгород», мультиязыковой код, Оксимирон, М. Я. Фёдоров, языковая игра

Список литературы:

Акройд П. Венеция. Прекрасный город. М.: Изд-во О. Морозовой, 2012.

Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского // Бахтин М. М. Собр. соч.: в 7 т. М.: Русские словари, 2000. С. 6–175.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Наука, 1972.

Дементьев И. О. Оксимирон и Пушкин: опыт интертекстуального анализа альбома «Горгород» // Literatūra: Rusistica Vilnensis. 2018. Vol. 60, no. 2. P. 107–121.

Дмитровская М. А. Коли муза Клио: история души человеческой и история народов в романе Николая Кононова «Фланер» // Новое литературное обозрение. 2014. No 4 (128). С. 266–284.

Дмитровская М. А. Икс, Игрок, Death («Амадеус» et al.: основания философско-художественной системы А. Скидана) // Критика и семиотика. 2016. No 2. С. 231–258.

Кублицкая О. В., Комарова М. В. Пределы перемещения: топос города в лирике В. Я. Брюсова и М. Я. Фёдорова // XXI Царскосельские чтения: Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2017. Т. 1. С. 298–303.

Макиавелли Н. Речь, или Диалог о нашем языке / Пер. Г. Д. Муравьевой // Сочинения великих итальянцев XVI в. СПб.: Алетейя, 2002. С. 59–71.

Макиавелли Н. Золотой осел / Пер. Е. Кассировой // Макиавелли Н. Сочинения исторические и политические. Сочинения художественные. Письма. М.: НФ «Пушкинская библиотека»; АСТ, 2004. С. 636–677.

Словарь истории русских слов. М.: Изд-во Ин-та иностранных языков, 2009. Т. 1.

Соссюр Ф. Труды по языкознанию / Пер. под ред. А. А. Холодовича. М.: Прогресс, 1977.

Топоров В. Н. Древнегреческие μάκαρ, μακάριος и др. // Имя. Семантическая аура. М.: Языки славянских культур, 2007. С. 43–51.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. М.: Прогресс, 1986–1987.

Dale Th. E. A. Stolen property: St Mark’s first Venetian tomb and the politics of communal memory // Memory and the Medieval Tomb / Eds. E. Valdez del Alamo with C. Stamatis Pendergast. Aldershot: Ashgate, 2000. P. 205–225.

Delumeau J. Que rest-t-il du paradis? P.: Fayard, 2000.

Dorsey B. Spirituality, Sensuality, Literality. Blues, Jazz, and Rap as Music and Poetry. Wien: Braumüller, 2000.

Grazia S. Machiavelli in Hell. Princeton: Princeton University Press, 1989.

Jäckel D. Der Herrscher als Löwe. Ursprung und Gebrauch eines politischen Symbols im Früh- und Hochmittelalter. Köln; Weimar; Wien: Böhlau, 2006.

Landon W. J. Politics, Patriotism and Language. Niccolò Machiavelli’s “Secular Patria” and the Creation of an Italian National Identity. N. Y.: Peter Lang, 2005.

Machiavelli N. Opere. Roma: Salerno Editrice, 2012. Sezione 1: Opere letterarie. Vol. 2: Scritti in poesia e in prosa.

Manguel А. The traveller, the tower, and the worm. The Reader as Metaphor. Philadelphia: University of Pennsilvania Press, 2013.

Neef S. A. J. Der babylonische Planet. Kultur, Übersetzung, Dekonstruktion unter den Bedingungen der Globalisierung. Heidelberg: Winter, 2013.

Parel A. Machiavelli Minore // The Political Calculus / Ed. by A. Parel. Toronto: University of Toronto Press, 1972. P. 179–208.

Price-Styles A. MC origins: rap and spoken word poetry // The Cambridge Companion to Hip-Hop / Ed. by J. A. Williams. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. Р. 11–21.

Schmidt E. A. Bukolik und Utopie. Zur Frage nach dem Utopischen in der antiken Hirtenpoesie // Utopieforschung / Hrsg. W. Vosskamp. Stuttgart: Suhrcamp, 1985. Bd. 2. S. 21–36.

Sobecki S. I. The Sea and Medieval English Literature. Cambridge: D.S. Brewer, 2008.

Spurr D. Venice: Impossible City // The Palgrave Handbook of literature and the city / Ed. by J. Tambling. L.: Palgrave Macmillan, 2016.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН