Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: От вещей – к концептам: когнитивно-семиотические заметки о «Доме философа» Чеслава Милоша

Авторы: Е. Е. Бразговская

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 1, 2019Страницы 339-349
УДК: 165.6 + 81-114.2DOI: 10.25205/2307-1737-2019-1-339-349

Аннотация:

На материале польскоязычного текста Чеслава Милоша «Dom filozofa» (1991) показаны возможности говорить о вопросах когнитивистики в форме художественного нарратива. Как мыслит философ, почему язык есть его единственный дом – вот темы, предложенные Ч. Милошем.

Логика вербальной репрезентации мира состоит в удалении слова от вещи и работе с ментальными репрезентациями. Философ движется от создания иконических картинок «всего, что есть» к «вычитанию» индивидуальных характеристик вещей. Восходя по ступенькам абстракции, он наделяет автономностью атрибуты (взбегание как таковое) и, наоборот, создает «вещи в себе» (стебли вне обрезающей их девушки, цвета, формы). Картина мира сводится к каталогам, где каждый член (блеск, вскрик «О!») есть знак нечеткого размытого множества. Парадигмы, альтернативная категоризация – это различные способы сжатия информации, которыми пользуется мыслитель. В итоге это путь к рождению концептов.

У философа язык мышления основан на работе с «живыми понятиями». Оборотной стороной слова выступает образ иной модальности, прежде всего визуальной. В «когнитивном танго» языков философа вербальные системы (польский, латинский языки) представлены актуально, тогда как визуальный образ имеет ментальную природу. Глаз философа подобен борхесовскому Алефу, воспринимающему пространство в виде карты- обозрения. Его языковое сознание сродни машине времени. По Милошу, свобода перемещения по локусам и временам ставит знак равенства между сознанием человека и Богом, лишенным смертного тела.

Современная наука рассматривает литературу и искусство как периферию когнитивно-семиотических исследований, где образная форма представления знания (а в случае Милоша – его интуитивного предвидения) становится инструментом популяризации данных о работе человеческого мышления. В когнитивистике механизм мышления, о котором говорит Чеслав Милош, описывается в рамках теории ментальных пространств, концептуальной интеграции, двойного кодирования информации, образных схем.

Ключевые слова: ментальная репрезентация, иконические знаки, мультимодальное кодирование, дополнительность языков, концептуализация, Чеслав Милош

Список литературы:

Анохин К. В. Мозг учёного: как он познаёт истину. Лекция на Фестивале науки МГУ. 2016. URL: https://www.youtube.com/watch?v=npmuwIgO2Og (дата обращения 15.02.2018).

Бродский И. Набережная неисцелимых. Эссе / Пер. с англ. Г. Дашевского. СПб.: Азбука-Классика, 2006. 192 с.

Бродский И. Малое собрание сочинений. СПб.: Азбука-классика, 2010. 880 с.

Зинченко B. Π. Сознание и творческий акт. M.: Языки славянских культур, 2010. 592 с.

Мангель А. Curiositas. Любопытство / Пер. с англ. А. Захаревич. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2017. 472 с.

Мандельштам О. Стихотворения, переводы, очерки, статьи. Тбилиси: Мерани, 1990. 415 с.

Черниговская Т. В. Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание. M.: Языки славянской культуры, 2013. 448 с.

Evans V., Green M. Cognitive Linguistics: An Introduction. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2006. 830 p.

Fauconnier G., Turner M. The way we think: conceptual blending and the mind’s hidden complexities. New York: Basic Books, 2002. 440 p.

Gibbs R. W., Colston H. The cognitive psychological reality of image schemas and their transformations // Cognitive Linguistics. 1995. No 6. Р. 347–378.

Hass R. Praise. New York: Harper Collins Publishers, 1979. P. 4–6.

Johnson М. The philosophical significance of image schemas // From perception to meaning: image schemas in cognitive linguistics / Eds. Beate Hampe, Joseph E. Grady. Berlin: Mouton de Gruyter, 2005. Р. 15–35.

Lehrer J. Proust Was a Neuroscientist. Boston; New York: Houghton Mifflin Company, 2007. 307 p.

Miłosz Cz. Ciekawość // Miłosz Cz. Abecadło. Kraków: Wydawnictwo literackie, 2010. S. 97–99.

Miłosz Cz. Dom filozofa // Miłosz Cz. Wiersze wszystkie. Kraków: Znak, 2011. S. 1039–1041.

Paivio A. Mental Representations: A Dual Coding Approach. Oxford: Oxford University Press, 1986. 322 р.

Stockwell P. Cognitive Poetics. An Introduction. London; New York: Routledge, 2002. 204 p.

Zbikowski L. M. The Cognitive Tango // The Artful Mind: Cognitive Science and the Riddle of Human Creativity / Ed. by Mark Turner. Oxford University Press, 2006. P. 132–150.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН