Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Средь строя странных персонажей: прием как предмет художественного видения

Авторы: И. В. Кузнецов

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Выпуск 1, 2019Страницы 220-230
УДК: 82.161.1DOI: 10.25205/2307-1737-2019-1-220-230

Аннотация: В статье констатируется наличие разных образных рядов и создаваемых ими сюжетных линий в стихотворной повести А. С. Пушкина «Домик в Коломне» (1830). Сюжетная линия, актантами которой являются женские и мужские слоги, заканчивается иносказательным выводом о неуместности классической итальянской октавы в русском стихе. Стихотворение Пушкина «Осень» (1833) содержит аллюзию на этот метапоэтический сюжет «Домика в Коломне». Пушкинский прием персонификации композиционных элементов стиха нашел продолжение в поэзии русского модерна, с регулярностью у В. Ф. Ходасевича. Смысловым эффектом этого приема является переживание изменившейся действительности. Сам же этот прием выступает «алхимической» составляющей поэзии, поскольку нацелен на управление ее элементами. У Пушкина он закладывает основу для будущей модернистской концепции слова как предмета, или «самовитого» слова. Во второй половине ХХ в. совмещение двух рядов предметности становится рабочим приемом русской поэзии: оно встречается у И. Бродского, И. Жданова, С. Гандлевского, С. Самойленко.

Ключевые слова: «Домик в Коломне» А. С. Пушкина, русская октава, персонификация элементов композиции, слово как предмет, алхимия поэзии

Список литературы:

Григорьев В. П. Будетлянин. М., 2000.

Ломоносов М. В. Письмо о правилах российского стихотворства // Ломоносов М. В. Избранные произведения: В 2 т. М., 1986. Т. 2: История. Филология. Поэзия. С. 146–153.

Хьюз Р. Ходасевич: ода русскому четырехстопному ямбу // Блоковский сборник XIII. Русская культура ХХ в.: метрополия и диаспора. Тарту, 1996. С. 170–184.

Чумаков Ю. Н. Стихотворная поэтика Пушкина. СПб., 1999.

Шатин Ю. В. Русская литература в зеркале семиотики. М., 2015.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН