|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Система моды: историко-семиотический анализ и гендерно-социальные импликации Авторы: К. С. Шаров МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА
Аннотация: В статье проанализирована мода в одежде как социосемиотический феномен, который может выступать инструментом социальных трансформаций, включая конструирование и изменение систем гендерных социальных ролей, а также формирование структур социальной власти. Проведен историко-семиотический анализ моды: рассмотрены и систематизированы различные исторические типы моды и установлены основные семиотические механизмы их воздействия на общественное мнение и социальные группы, а также проанализированы группы знаков, генерируемых каждым типом. Утверждается, что до эпохи модерна мода в одежде представляла собой преимущественно женский проект и использовалась женщинами для создания собственных социальных статусов, в то время как начиная с эпохи модерна женское утеряло инициирующую семиотическую силу в моде. Показано, что мода в одежде может являться эффективным инструментом создания и воспроизводства гендерных культурных и поведенческих стереотипов, а через них модельеры воздействуют на структуру гендерных социальных ролей и статусов. Основная дихотомия типов моды – «естественная мода» и «искусственная мода». Естественная мода соответствовала создаваемой женщинами семиотической структуре моды и символическому лидерству силы женского, которое много тысяч лет со времен древнего матриархата господствовало в культуре. Продемонстрировано, что естественная мода на протяжении длительного исторического периода являлась одним из инструментов создания феминных и маскулинных гендерных социальных ролей и последующей кодификации их в качестве социальных статусов. Предложена гипотеза, согласно которой в современности происходит не освобождение, раскрепощение и снятие женщиной с себя всяких запретов в области одежды и имиджа, а контроль глобальных кодов консюмеризма и массового потребления, транслируемых с помощью масс-медиа, над символической силой женского в сфере создания моды как искусственного языка, обладающего силой социальных трансформаций. Подчеркивается роль постмодернистской моды как одного из факторов инициирования сексуальной революции семидесятых годов. Высказывается идея, что особенностью современной (пост-постмодернистской) моды является псевдосоциальность, генерация симулякров гендерных социальных процессов и ролей. Семиотическое в современной глобальной моде обладает особенностью радикализированной повторяемости. Проанализирован феномен глобальной моды в современном мире. Глобализация моды привела к тому, что матричный код всеобщей глобальной моды становится генератором симулякров, порождает ускользающие означаемые и ряды означающих, которые никуда не ведут. Ключевые слова: мода, знаки моды, язык моды, лингвистика моды, исторические типы моды, гендерные статусы, гендерные роли, социальный инструмент, социальные трансформации Список литературы: Жеребкина И. А. Страсть. Женское тело и женская сексуальность в России. СПб.: Алетейя, 2001. 336 c. Остен Дж. Нортенгерское аббатство / Пер. с англ. И. Маршака // Остен Дж. Избранные романы. М.: Олма-Пресс, 1998. Austen J. Northanger Abbey. London: Digireads.com Publ., 2017. 176 p. Balsac H. de. La femme abandonnée. Paris: Libretti, 2014. 128 p. Barthes R. Système de la mode. Paris: Points, 2014. 384 p. Baudrillard J. De la Séduction. Paris: Galilée, 1980. 250 р. Baudrillard J. Écran total. Paris: Galilée, 1997. 248 p. Baudrillard J. L'échange symbolique et la mort. Paris: Gallimard, 1976. 440 p. Chombart de Lauwe P. H. La vie quotidienne des familles ouvrières. Paris: CNRS, 1956. 303 p. Kröber A. L., Richardson J. Three Centuries of Women’s Dress Fashion. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1940. 153 p. Lacan J. Télévision. Paris: Ed. de Seuil, 1974. 80 p. Lacouture J. De Gaulle. Tome 3 : Le Souverain. Paris: Édition de Seuil, 1986. 876 p. Lemarie J. Chanel. London: Routledge, 1987. 330 p. Lever E. Marie-Antoinette : Le triomphe de l'élégance et du luxe. Paris: Beaux Arts Ed., 2008. 106 p. Lyman R. Couture. New York: Garland, 1972. 204 p. Parpoil C. Paul Poiret, couturier-parfumeur. Paris: Somogy Ed. d’Art, 2013. 144 p. Perrot M. Le Mode de vie des familles bourgeoises, 1873–1953. Paris: Armand Colin, 1961. 300 p. Saunders E. The Age Of Worth – Couturier to the Empress Eugenie. Indian-apolis, IN: Indiana University Press, 1955. 218 p. White P. Poiret. New York: Clarkson Potter, 1973. 192 p. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |