Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Система моды: историко-семиотический анализ и гендерно-социальные импликации

Авторы: К. С. Шаров

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА

Выпуск 1, 2019Страницы 198-219
УДК: 391 + 392.6DOI: 10.25205/2307-1737-2019-1-198-219

Аннотация: В статье проанализирована мода в одежде как социосемиотический феномен, который может выступать инструментом социальных трансформаций, включая конструирование и изменение систем гендерных социальных ролей, а также формирование структур социальной власти. Проведен историко-семиотический анализ моды: рассмотрены и систематизированы различные исторические типы моды и установлены основные семиотические механизмы их воздействия на общественное мнение и социальные группы, а также проанализированы группы знаков, генерируемых каждым типом. Утверждается, что до эпохи модерна мода в одежде представляла собой преимущественно женский проект и использовалась женщинами для создания собственных социальных статусов, в то время как начиная с эпохи модерна женское утеряло инициирующую семиотическую силу в моде. Показано, что мода в одежде может являться эффективным инструментом создания и воспроизводства гендерных культурных и поведенческих стереотипов, а через них модельеры воздействуют на структуру гендерных социальных ролей и статусов. Основная дихотомия типов моды – «естественная мода» и «искусственная мода». Естественная мода соответствовала создаваемой женщинами семиотической структуре моды и символическому лидерству силы женского, которое много тысяч лет со времен древнего матриархата господствовало в культуре. Продемонстрировано, что естественная мода на протяжении длительного исторического периода являлась одним из инструментов создания феминных и маскулинных гендерных социальных ролей и последующей кодификации их в качестве социальных статусов. Предложена гипотеза, согласно которой в современности происходит не освобождение, раскрепощение и снятие женщиной с себя всяких запретов в области одежды и имиджа, а контроль глобальных кодов консюмеризма и массового потребления, транслируемых с помощью масс-медиа, над символической силой женского в сфере создания моды как искусственного языка, обладающего силой социальных трансформаций. Подчеркивается роль постмодернистской моды как одного из факторов инициирования сексуальной революции семидесятых годов. Высказывается идея, что особенностью современной (пост-постмодернистской) моды является псевдосоциальность, генерация симулякров гендерных социальных процессов и ролей. Семиотическое в современной глобальной моде обладает особенностью радикализированной повторяемости. Проанализирован феномен глобальной моды в современном мире. Глобализация моды привела к тому, что матричный код всеобщей глобальной моды становится генератором симулякров, порождает ускользающие означаемые и ряды означающих, которые никуда не ведут.

Ключевые слова: мода, знаки моды, язык моды, лингвистика моды, исторические типы моды, гендерные статусы, гендерные роли, социальный инструмент, социальные трансформации

Список литературы:

Жеребкина И. А. Страсть. Женское тело и женская сексуальность в России. СПб.: Алетейя, 2001. 336 c.

Остен Дж. Нортенгерское аббатство / Пер. с англ. И. Маршака // Остен Дж. Избранные романы. М.: Олма-Пресс, 1998.

Austen J. Northanger Abbey. London: Digireads.com Publ., 2017. 176 p.

Balsac H. de. La femme abandonnée. Paris: Libretti, 2014. 128 p.

Barthes R. Système de la mode. Paris: Points, 2014. 384 p.

Baudrillard J. De la Séduction. Paris: Galilée, 1980. 250 р.

Baudrillard J. Écran total. Paris: Galilée, 1997. 248 p.

Baudrillard J. L'échange symbolique et la mort. Paris: Gallimard, 1976. 440 p.

Chombart de Lauwe P. H. La vie quotidienne des familles ouvrières. Paris: CNRS, 1956. 303 p.

Kröber A. L., Richardson J. Three Centuries of Women’s Dress Fashion.

Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1940. 153 p.

Lacan J. Télévision. Paris: Ed. de Seuil, 1974. 80 p.

Lacouture J. De Gaulle. Tome 3 : Le Souverain. Paris: Édition de Seuil, 1986. 876 p.

Lemarie J. Chanel. London: Routledge, 1987. 330 p.

Lever E. Marie-Antoinette : Le triomphe de l'élégance et du luxe. Paris: Beaux Arts Ed., 2008. 106 p.

Lyman R. Couture. New York: Garland, 1972. 204 p.

Parpoil C. Paul Poiret, couturier-parfumeur. Paris: Somogy Ed. d’Art, 2013. 144 p.

Perrot M. Le Mode de vie des familles bourgeoises, 1873–1953. Paris: Armand Colin, 1961. 300 p.

Saunders E. The Age Of Worth – Couturier to the Empress Eugenie. Indian-apolis, IN: Indiana University Press, 1955. 218 p.

White P. Poiret. New York: Clarkson Potter, 1973. 192 p.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН