Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: От биосферы до ноосферы: теория и практика

Авторы: Т. С. Симян

ЕРЕВАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 1, 2019Страницы 173-197
УДК: 83:13DOI: 10.25205/2307-1737-2019-1-173-197

Аннотация: В статье критически анализируются понятия биосфера, техносфера, гомосфера, ноосфера, концептосфера, семиосфера. Эти понятия-«инструменты» предлагаются как метаязык для описания культурных, социальных процессов, а также для описания политических систем. При анализе подобных проблем становится важным и острым обсуждение роли интеллектуала, «интеллектуала-хозяина», который ставит диагнозы больному обществу, авторитарным и тоталитарным режимам. Кроме того, на примере произведений детской литературы, опубликованных в советских и постсоветских учебниках, прослеживается степень рефлексированности экологического сознания, гомосферы. Наличие или отсутствие мотива вырубки / невырубки новогодних елок становится индикатором экологического сознания, ответственности его передачи следующему поколению и в советскую, и в постсоветскую эпоху. Описание данного мотива становится также зеркальным отображением ценностной составляющей политического «верха» (Главлита) и интеллектуалов (авторы, составители и т. д.) в советскую эпоху. Анализ эмпирического материала показал, что мотив вырубки новогодней елки в основном «заглушается» в учебниках советской и постсоветской эпохи.

Ключевые слова: биосфера, техносфера, концептосфера, семиосфера, гомосфера, ноосфера, интеллигенция, экологическое сознание, экологическая ответственность, школьные учебники, вырубка деревьев, новогодние тексты

Список литературы:

Адорно Т. О технике и гуманизме // Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989. С. 364–371.

Багдасарян Н. Б., Байбуртян Н. А., Геодакян И. М. Русский язык: Учебник для III класса одиннадцатилетней армянской школы. 2-е изд. Ереван: Луйс, 1990. 268 с.

Блейк В. Из аннотации к «Рассуждениям» сэра Д. Рейнолдса // Литературные манифесты западноевропейских романтиков / Под ред. А. С. Дмитриева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 259–260.

Бурдьё П. Поле интеллектуальной деятельности как особый мир (Интервью с Карлом-Отто Мау. «Norddeutsсhen Rundfunk», Гамбург, декабрь 1985 г.) // Бурдьё П. Начала. Choses dites. М.: Socio-Logos, 1994. 288 с.

Буш М. Дед Мороз у малышей (Сценарий новогоднего праздника) // Ёлка: художественный материал для детей дошкольного возраста. М.: Наркомпрос, 1940. 96 с.

Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере // Успехи современной биологии. 1944. Т. 18, вып. 2.

Волков В. В., Хархордин О. В. Теория практик. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. 298 с.

Горелов А. А. Концепции современного естествознания. М.: Владос, 2003. 512 с.

Гюржинян Д., Хекекян Н. Родной язык – 3: Учебник для общеобразовательных школ. 2-е изд., перераб. Ереван: Эдит-Принт, 2011. 160 с.

Есаджанян Б. М., Байбуртян Н. А. Русский язык: для IV класса одиннадцатилетней армянской школы. 5-е изд., доп. и перераб. Ереван: Луйс, 1991. 335 с.

Есаджанян Б. М., Ханзратян В. М. Солнышко: Учебник для учащихся 3-го класса общеобразовательных школ. Ереван: Эдит Принт, 2008. 160 с.

Ефросинина Л. А. Литературное чтение: Учебная хрестоматия для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2006а. 160 с.

Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: В 2 ч. 4-е изд., перераб. М.: Вентана- Граф, 2006б. Ч. 1. 160 с.

Запесоцкий А. С. Д. С. Лихачев – великий русский культуролог. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006а.

Запесоцкий А. С. Адвокат российской культуры // Журнал российского права. 2006б. № 12. С. 137–141.

Иванов Вяч. Вс. Эволюция ноосферы и художественное творчество // Ноосфера и художественное творчество. М.: Наука, 1991. С. 3–19.

Карапетян Т. К. Букварь для армянских школ. 11-е изд. Ереван: Армучпедгиз, 1960. 112 с.

Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии / Сост. и послесл. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1988. С. 3–30.

Кауппи Н. Социолог как моралист: «практика теории» у Пьера Бурдье и французская интеллектуальная традиция // НЛО. 2000. № 45.

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч.

7-е изд. М.: Просвещение, 2010. Ч. 1. 224 с.

Книга для чтения: Учебник для 1 класса / Сост. В. Г. Горецкий и др. М.: Просвещение, 1984. 287 с.

Кононов А. Т. Елка в Сокольниках // Хрестоматия по детской литературе: Учеб. пособие для дошкольных педагогических училищ / Сост.

М. К. Боголюбская, А. Л. Табенкина. М.: Учпедгиз, 1962. 519 с.

Кюркчян А., Тер-Григорян Л. Букварь: Учебник для первого класса. Ереван: Луйс, 1996. 109 с. (на армян. яз.)

Кюркчян А., Тер-Григорян Л. Букварь: Учебник для первого класса. Ереван: Луйс, 1998. 112 с. (на армян. яз.)

Кюркчян А., Тер-Григорян Л. Букварь. Ереван: Эдит-Принт, 2010б. 128 с. (на армян. яз.)

Кюркчян А., Тер-Григорян Л. Родной язык: Учебник для 2 класса общеобразовательной школы. Ереван: Эдит-Принт, 2010а. 160 с. (на армян. яз.)

Ленк Х. Ответственность в технике, за технику, с помощью техники // Философия техники в ФРГ / Сост. и предисл. Ц. Р. Арзаканяна, В. Г. Горохова. М.: Прогресс, 1989. С. 372–392.

Лихачев Д. С. Экология культуры // Памятники отечества. 1980. № 2.

Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Изв. РАН. Серия литературы и языка. 1993. Т. 52, № 1.

Лихачев Д. С. Воспоминания. Раздумья. Работы разных лет. СПб.: АРС, 2006. Т. 3. 509 с.

Лотман Ю. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2004. 704 с.

Макарян А., Симян Т. «Отчет для академии» Франца Кафки (опыт анализа) // Армянский язык и литература. 2009. № 3–4. С. 26–43. (на армян. яз.)

Манн Т. Волшебная гора / Пер. В. Станкевич. М.: ГИХЛ, 1959. Т. 3. 500 с.

Маринетти Ф. Т. Первый манифест футуризма // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века / Сост., предисл., общ. ред. Л. Г Андреева. М.: Прогресс, 1986. С. 158–162.

Михайлова Л. Снежный дом (Сценарий новогоднего праздника) // Ёлка: художественный материал для детей дошкольного возраста. М: Наркомпрос, 1940. 96 с.

Ноосфера и человек. Труды семинара “Человек за ноосферу» (1984– 1988 гг.). М.: ИНТО, 1991. 364 с.

Путило Н. В. Важный документ для регулирования отношений в области культуры // Журнал российского права. 2006. № 12. С. 147–148.

Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М.: Ультра. Культура, 2003.

Симян Т. С. Религиозность нацизма и эстетизация нацистской политики (семиотический аспект) // Критика и семиотика. 2012. № 16. С. 95–105.

Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академический Проект, 2004.

Хайнце К. От систематизации знаний к педагогизации. Дискурсно-аналитические подходы и инновационно-теоретические перспективы // «Начало учения дѣтемъ»: роль книги для начального обучения в истории образования и культуры / Под ред. В. Г. Безрогова, Т. С. Макаровой. М.: Канон+, 2014. С. 447–463.

Хунинг А. Инженерная деятельность с точки зрения этической и социальной ответственности // Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989. С. 404–419.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН