|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: От Древней Руси – к Солженицыну: размышления о русской культуре протоиерея Александра Шмемана Авторы: Е. Н. Проскурина ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ СО РАН
Аннотация: Анализируется восприятие истории русской культуры про- тоиереем Александром Шмеманом (1921–1983), выдающимся православ- ным мыслителем, богословом, педагогом. Исследовательской базой дан- ной работы послужили беседы о. Александра «Основы русской культуры», проведенные в 1970–1971 гг. на радио «Свобода», а также его дневники и некоторые статьи, посвященные творчеству А. Солженицына. Раскрыва- ется логика рассуждений прот. Александра, представляющих собой по- пытку прочертить общую перспективу русской культуры, найти как синте- зирующие ее узлы, так и моменты разрывов. Решая поставленную задачу, А. Шмеман пытается определить истоки той социальной трагедии, в кото- рой пребывала Россия на протяжении послереволюционных десятилетий. Начинает свои размышления прот. Александр с выбора Русью христиан- ской веры как того основания, на котором в дальнейшем будет созидаться здание всей русской культуры вплоть до начала ХХ в. В качестве носителя «классической нормы» А. Шмеман называет Пушкина. По его мнению, из всей плеяды русских писателей только Пушкин смог отразить в своем творчестве «всю Россию», оставаясь в рамках культуры как таковой, не опускаясь в сферу «социальности», прагматической «пользы», «утопизма», которыми оказалась заражена русская литература в послепушкинское вре- мя. Кризисным моментом распада культурного единства России А. Шме- ман представляет Серебряный век, когда в стране произошло отступление от единых духовных критериев, заложенных в христианстве. Советская литература, утвердив новую систему ценностей, основанную на атеисти- ческой идеологии, по существу вывела себя в область «антикультуры». Противостояние этому процессу прот. Александр видит в позднем творче- стве А. Ахматовой и Б. Пастернака, а также в ранних произведениях А. Солженицына, которого называет «великим христианским писателем». Однако дневники Шмемана и цикл статей о творчестве Солженицына эмиграционного периода показывают усложняющееся с течением времени отношение к нему о. Александра. С его точки зрения, деятельность «боль- шого национального писателя» в годы эмиграции сузилась до тех самых «утопизма» и «одержимости “социальностью”», присущих «человеку пользы», которые неоднократно подвергались критике Шмеманом в «Ос- новах русской культуры». Ключевые слова: наследие А. Шмемана, А. Солженицын, история русской культуры, русская литературная традиция, русское культурное самосознание, христианская традиция в литературе, утопизм Список литературы: Балакшина Ю. В. «Пишу только, чтобы “прийти” в себя от суеты…»: Поэтика «Дневников» протоиерея Александра Шмемана // Вестн. Череповец. гос. ун-та. Филологические науки. 2011. № 4. Т. 1. С. 47–52. Бердяев Н. А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. М.: Мысль, 1990. 269 с. Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. М., Л.: ГИХЛ, 1963. Воронин Т. Л. Культура и поэзия в «Дневниках» о. Александра Шмемана // Вестн. ПСТГУ. Сер III. Филология. 2008. Вып. 2 (12). С. 86–92. Голлербах Е. А. Религиозно-философское издательство «Путь» (1910–1919 гг.): Автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 1997. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. URL: http:// rubooks.org/book.php?book=7765&page=15) (дата обращения 10.12.2017). Магомедова Д. М. Автобиографический миф в творчестве А. Блока. М.: Мартин, 1997. 221 c. Нитче Фр. По ту сторону добра и зла: Прелюдии к философии будущего / Пер. с нем. Н. Полилова. СПб.: Изд. Д. Е. Жуковского, 1905. 387 с. Проскурина Е. Н. Слагаемые авторского сознания в дневниках протоиерея Александра Шмемана // Критика и семиотика. 2009. № 13. С. 69–85. Проскурина Е. Н. Протоиерей Александр Шмеман как диарист // Мемуары в культуре русского зарубежья. М.: Наука, Флинта, 2010. С. 249–262. Проскурина Е. Н. Солженицын в восприятии Александра Шмемана // Жизнь и творчество Александра Солженицына: на пути к «Красному Колесу»: Материалы Междунар. науч. конф. (Москва, 7–9 декабря 2011 г.). М.: Русский Путь, 2013. С. 192–204. Седакова О. Семидесятые в поисках утраченной души // Шмеман А., прот. Основы русской культуры. Беседы на радио «Свобода» 1970–1971. М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. С. 5–13. Солженицын А. «Один день Ивана Денисовича» и другие рассказы. Томск, 1990. 318 с. Финал «Двенадцати» – взгляд из 2000 года // Знамя. 2000. № 11. Флоренский П., свящ. Из богословского наследия // Богословские труды, XVII. М., 1977. 248 с. Ханзен-Лёве А. К типологии возвышенного в русском символизме // Ханзен-Лёве А. Русский символизм. URL: http://www.ruthenia.ru/reprint/ blok_xii/xansen-leve.pdf (дата обращения 15.01.2018). Шмеман А., прот. Дневники 1973–1983. М.: Русский путь, 2005. 718 с. Шмеман А., прот. Собрание статей. 1947–1983. М.: Русский Путь, 2009. 894 c. Шмеман А., прот. Основы русской культуры. Беседы на радио «Свобода». 1970–1971. М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. 412 c. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |