Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Эволюция сюжетно-мотивного комплекса в художественном нарративе о читателе

Авторы: О. Н. Турышева

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 2, 2018Страницы 151-161
УДК: 82-31 + 82-32 + 82.091DOI: 10.25205/2307-1737-2018-2-151-161

Аннотация: Проблему статьи составляет вопрос о характере изображения читателя в литературе разных эпох. Предлагается метод его выявления – исследование тех трансформаций, которые переживает сюжет о чтении в историко-литературной перспективе. Дается определение сюжета чтения, выявляются его мотивные элементы. Предметом пристального анализа является эволюция мотива, завершающего сюжетную схему нарратива о читателе. Это мотив обретения. Отмечается, что в истории литературы этот мотив получает как положительную, так и негативную трактовку. В первом случае он находит свою реализацию в изображении того, как герой осуществляет надежды, сложившиеся на почве его взаимодействия с книгой. Во втором – в изображении поражения читателя. Причем и позитивные обретения, и фиаско читателя имеют в литературе разных эпох разное содержательное наполнение и разные изобразительные контуры. Делается вывод о том, что в словесности раннего Средневековья, которая впервые обратилась к теме читающего человека, доминирует тема благих результатов чтения. Впоследствии на первый план выходит мотив поражения читателя. При этом отмечается, что в литературе постмодернизма вызревает и другая тенденция в изображении читателя. Она возвращает нарратив к изначально заданному в европейской словесности вектору – вектору изображения позитивных результатов общения с книгой. Такая динамика мотива обретения объясняется историко-культурной спецификой понимания роли книги.

Ключевые слова: герой-читатель, сюжет чтения, мотив преображения читателя, мотив поражения читателя

Список литературы:

Изер В. Изменение функций литературы // Современная литературная теория: Антология. М.: Флинта-Наука, 2004. С. 42–43.

Пленцдорф У. Новые страдания юного В. / Пер. А. Карельского // Иностранная литература. 1973. № 12. С. 106–152.

Старобинский Ж. Критика и принцип авторитета: от Руссо до Жермены де Сталь // Старобинский Ж. Поэзия и знание: история литературы и культуры / Пер. с фр.; сост., отв. ред. и автор предисл. С. Н. Зенкин. М.: Языки славянской культуры, 2002. Т. 1. С. 314–333.

Турышева О. Н. Книга – чтение – читатель как предмет литературы. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. 285 с.

Kristeva J. Au commencement était l'amour. Psychanalyse et foi. P., 1985.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН