|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Вариации археосюжета о призвании певца на исходе мусической традиции («Баллада» Вл. Ходасевича и поэма «На Красном Коне» М. Цветаевой) Авторы: Т. И. Подкорытова ОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Аннотация: Анализируются тексты Ходасевича и Цветаевой на фоне древнего сюжета о призвании (посвящении) певца, широко представленного в поэзии со времен ее генезиса. Утвердившийся в мусической традиции образец поэтической инициации включает в себя такие мотивы, как явление божества (Музы), преображение самой природы певца, таинственное внушение песенного дара, откровение таинств бытия и призвание к служению – выполнению предназначенной миссии внедрения истины в мир. Исходная форма сюжета повторяет в близких чертах сценарий инициации жреца-шамана. Претворение жреческого инициационного ритуала применительно к певцу связано с утверждением миссии нового «культурного героя». На стадии генезиса сюжет о призвании певца знаменует смену демиургических сил культуры, переход авторитетного слова истины от жреца к поэту. Главной целью его призвания изначально и во все последующие эпохи становится синтез разрозненных местных элементов в целостную систему этнокультурного космоса, создание консолидирующей платформы общекультурных ценностей. В отличие от таинств оракула, от эзотерически закрытого слова ритуала, слово поэзии не замыкается от мира, а внедряется в мир как исходящее от богов откровение, раскрывающее предназначение исторического здесь-бытия. Модернистский век вносит в сюжет о призвании певца смысловые смещения, ломающие мусический инвариант. Посвященные теме призвания певца «Баллада» Ходасевича и поэма «На Красном Коне» Цветаевой созданы в 1921 году, практически на финальной черте – на исходе самой мусической традиции. Прощание с Музой и музыкой – основная тема поэтологии Серебряного века. Новые вариации инициационного сюжета обусловлены именно этим предчувствием «последних времен» классической Музы. В свете традиционного образца хорошо видно, какие изменения вводят в сюжет Ходасевич и Цветаева. Вместо обычного явления Музы в качестве источника дара выступает таинственный персонаж (в «Балладе» некий занебесный музыкальный Дух; в поэме «На Красном Коне» персонифицированный Эрос); меняется вектор связи: не божество нисходит в дольний мир к поэту, наделяя его творческим потенциалом, а, наоборот, креативный поэтический дух прорывается из земной «тюрьмы» в запредельную область богов. Сюжет о призвании в поэтических версиях Ходасевича и Цветаевой редуцируется: оба отменяют свою «законодательную» миссию, отказываясь от внедрения божественной истины в мир, в обоих текстах отсутствует конечная цель призвания – служение, а целью инициации является выведение поэта за пределы здесь-бытия, его возврат к высшему источнику творческого дара. Такая трансформация сюжета – следствие эсхатологической рефлексии «последних поэтов», осознавших исчерпанность культуротворческой миссии великой мусической поэзии. Ключевые слова: Муза, генезис поэзии, традиционный образец поэтической инициации, историческая миссия певца, кризис мусической традиции, поэтология начала ХХ века, Ходасевич, Цветаева Список литературы: Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977. Античная лирика. Переводы с древнегреческого и латинского / Сост. и примеч. С. Апта, Ю. Шульца. М.: Худож. лит., 1968. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л.: ГИХЛ, 1963. Боровикова М. Из комментария к поэме М. Цветаевой «На красном коне» // Пушкинские чтения в Тарту 4: Пушкинская эпоха: Проблемы рефлексии и комментария: Материалы междунар. конф. Тарту: Tartu Ülikooli Kirjastus, 2007. С. 396–407. Бочаров С. Г. «Памятник» Ходасевича // Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы. М.: Языки русской культуры, 1999. Бройтман С. Н. Поэтика русской классической и неклассической лирики. М.: Изд-во РГГУ, 2008. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. Войтехович Р. Марина Цветаева и античность. М.: Дом-музей Марины Цветаевой; Тарту: Тартуский ун-т, 2008. Волошин М. А. Пути Эроса (Мысли и комментарии к Платонову пиру) // Волошин М. А. Из литературного наследия: В 2 кн. / Под ред. А. В. Лаврова. СПб.: Алетейя, 1999. Кн. 2. С. 13–38. Воспоминания о Марине Цветаевой. М.: Сов. писатель, 1992. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. Григорьева Н. Магическое зеркало «Метаморфоз» // Апулей. «Метаморфозы» и др. сочинения /Сост. и науч. подгот. текста М. Гаспарова. М.: Худож. лит., 1988. С. 5–24. Гринцер Н. П. Древнегреческая «лирика»: значение термина и суть явления // Лирика: генезис и эволюция. М.: Изд-во РГГУ, 2007. С. 13–53. Жирмунский В. М. Легенда о призвании певца // Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л.: Наука, 1979. С. 397–407. Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. Корниенко С. Ю. Самоопределение в культуре модерна: Максимилиан Волошин – Марина Цветаева: Монография. М.: Языки славянской культуры, 2015. Надь Гр. Греческая мифология и поэтика. М.: Прогресс-Традиция, 2002. Платон. Собр. соч.: В 4 т. / Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993. Т. 2. Плутарх. Застольные беседы. Л.: Наука, 1990. Подкорытова Т. И. «Пастушеский» эпизод в легендарных биографиях первых поэтов // Народная культура Сибири: Материалы XXIV Научно- практического семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т. Г. Леонова. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2016. С. 158– 171. Подкорытова Т. И. Прощание с Музой: кризис мусической традиции в поэтологических интенциях Серебряного века // Дергачевские чтения – 2016. Русская словесность: диалог культурно-национальных традиций: Материалы XII Всерос. науч. конф. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. С. 42–51. Путилов Б. Н. Эпическое сказительство: Типология и этническая специфика. М.: Вост. лит., 1997. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Л.: Наука, 1979. Т. 10. Скляров О. Н. Первая «Баллада» В. Ходасевича как неотрадиционалистский текст (опыт интерпретации) // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. 2014. С. 115–124. Скрипова О. А. Трансформация балладного сюжета в поэме М. Цветаевой «На красном коне» // Урал. филол. вестн. Русская литература XX–XXI веков: направления и течения. 2016. № 3. С. 127–138. Смит А. Мемуарный очерк Марины Цветаевой Живое о живом (1932 г.) в контексте мифотворческих тенденций российского и европейского модернизма 1910-х – 1930-х годов // AvtobiografiЯ. 2012. № 1. C. 167–210. Турсунов Е. Д. Возникновение баксы, акынов, сэри и жырау. Астана: Фолиант, 1999. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. Фрейденберг О. М. Происхождение греческой лирики // Лирика: генезис и эволюция. М.: Изд-во РГГУ, 2007. С. 396–413. Хайдеггер М. Исток художественного творения / Пер. с нем. А. В. Михайлова. М.: Академический проект, 2008. Ходасевич В. Ф. Собр. соч.: В 4 т. / Сост. и подгот. текста И. П. Андреевой, С. Г. Бочарова. М.: Согласие, 1996. Т. 1, 2; 1997. Т. 4. Цветаева М. И. Собр. соч.: В 7 т. / Сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц, Л. Мнухина. Л.: ТЕРРА : Кн. лавка РТР, 1997. Шевеленко И. Д. Литературный путь Цветаевой: Идеология – поэтика – идентичность автора в контексте эпохи. М.: Новое литературное обозрение, 2002. Эллинские поэты в переводах В. В. Вересаева. М.: Худож. лит., 1963. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. Göbler F. Vladislav F. Chodasevič. Dualität und Distanz als Grundzüge seiner Lyrik. München: Verlag Otto Sagner in Kommission, 1988. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |