|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Образ читательницы эпохи модерна в русской живописи и ранней лирике М. Цветаевой Авторы: Н. В. Проданик ОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Аннотация: Устанавливается, какими чертами наделен образ читательницы в отечественной живописи на рубеже XIX–XX веков и в ранних поэтических сборниках М. Цветаевой – «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912). Образ девушки с книгой, запечатленной в пейзажном пространстве (или у окна, распахнутого в парк), есть в творчестве М. Нестерова, Н. Ге, К. Сомова, В. Шухаева. Парк, сад, вечер, окно, тишина и книга – все это слагаемые образа Дамы Серебряного века. В ее облике вполне определенно «прочитываются» черты давно ушедших эпох – Возрождения, рококо, романтизма, она театрально примеряет на себя уже известные женские судьбы. В эпоху модерна образ любительницы книги не только генетически восходит к предшествующим этапам культуры, но и обретает новые черты. В первых сборниках М. Цветаевой появляется образ читательницы, осознающей, что мир искусства, в который путеводной нитью выступила книга, оказался манящим призраком, а игра в культурные ассоциации помешала читательнице экзистенциально проявиться. Ключевые слова: модерн, творчество М. Цветаевой, образ читательницы в ранней лирике М. Цветаевой, русская портретная живопись XIX – начала XX века Список литературы: Баратынский Е. А. Стихотворения. Поэмы. М.: Наука, 1983. 736 с. Батюшков К. Н. Стихотворения. М.: Худож. лит., 1977. 206 с. Библиотека в саду: Писатели античности, средневековья и Возрождения о книге, чтении, библиофильстве. М.: Книга, 1985. 255 с. Вацуро В. Э. Избр. тр. М.: Языки славянской культуры, 2004. 825 с. Герасимова Е. Портрет Натальи Ивановны Петрункевич // Искусство. 2009. № 20. URL: http://art.1september.ru/article.php?ID=200902007 (дата обращения 10.11.2017). Герчук Ю. Я. История графики и искусства книги. М.: Аспект-Пресс, 2000. 320 с. Данилова И. Е. Портрет и натюрморт: человек и вещь // Данилова И. Е. «Исполнилась полнота времен…». Сборник статей. М.: Изд-во РГГУ, 2004. С. 78–167. Дунаева Е. Н. Декабристы и книги. М.: Книга, 1967. 63 с. Жуковский В. А. Соч.: В 3 т. М.: Худож. лит., 1980. Т. 1. 438 с. Мандельштам О. Конец романа // Мандельштам О. Собр. соч.: В 4 т. М.: Арт-Бизнес-Центр Москва, 1993. Т. 2. С. 271–276. Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т. М.: Худож. лит., 1975. Т. 3. 488 с.; Т. 4. 520 с. Рубакин Н. А. Этюды о русской читающей публике // Рубакин Н. А. Избранное: В 2 т. М.: Книга, 1975. Т. 1. С. 35–107. Цветаева М. И. Собр. соч.: В 7 т. М.: ТЕРРА; Книжная лавка – РТР, 1997. Т. 1, кн. 1: Стихотворения. 336 с. Шевеленко И. Литературный путь Цветаевой: идеология – поэтика – идентичность автора в контексте эпохи. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 464 с. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |