Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: «Слово странное – старуха…»: об одной мифологеме в лирике М. Цветаевой

Авторы: Н. В. Барковская

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, ЕКАТЕРИНБУРГ

Выпуск 1, 2018Страницы 52-64
УДК: 821.161.1-1(Цветаева М.)DOI: 10/25205/2307-1737-2018-1-52-64

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопроса о наличии или отсутствии динамики в персональном мифе Цветаевой в соответствии с типологией поэтов, обозначенной самим автором: «поэты с историей» и «поэты без истории». Известно пристрастие Цветаевой к нескольким сквозным мифологемам и сюжетам. Одной из таких мифологем является ухо-раковина. Проследив за проявлениями этой мифологемы в разные периоды творчества Цветаевой, можно уточнить логику развития ее персонального мифа. За исходную точку данного исследования взято раннее стихотворение «Старуха», выделяющееся из общей атмосферы юности, которой проникнут «Вечерний альбом». Вслушиваясь в слово «старуха», Цветаева выявляет его поэтическую «внутреннюю форму»: ухо – раковина. Цветаева не рисует образ старухи (явно противопоставленной «юным бабушкам»), она вслушивается в «угрюмое» звучание самого слова. Образ морской раковины соотносится с лабиринтом-улиткой внутреннего уха человека. Ухо осмыслялось модернистами как «канал сверхкоммуникации». В стихотворении Цветаевой ухо старухи слышит не подземный гул, а шум океана, ушная раковина ассоциируется с раковиной морской. С автомифологией «морского» имени Цветаевой перекликается картина Врубеля «Жемчужина» (1904), где форма раковины напоминает форму уха. Позднее героиня Цветаевой начнет себя ассоциировать с раковиной – акватическим символом женственности. Образ раковины становится средством самоотождествления цветаевской героини (цикл «Бессонница», («Куст», «Сад») выражено желание отказаться и от слов, и от слуха-раковины. В цикле «Куст» (1934) снова возникает тема ушной раковины как органа «сверхкоммуникации», жажда того «шума ушного», в котором «всё соединилось». Этот шум становится различимым в моменты между молчаньем и речью, он назван местом рождения «невнятицы наших поэм». Раковина звучит только тогда, когда она пуста, т. е. мертва. В «Поэме воздуха» в главке VII совершается окончательная «потеря тела через ухо». Поэтическая сущность развоплощается, высвобождая дух-звук из тела- букв. Вместе с тем архетипическая схема возрождения через смерть имеет и вполне конкретное соотношение с реальной исторической эпохой, ломающей жизнь поэтов. Обращение к циклу «Надгробие» (1935) позволяет сделать вывод, что после смерти поэт, по мысли Цветаевой, находится и не под землей, и не в надмирной высоте, он продолжает жить в читателях поэзии – не читателях газет, а тех, кто способен в слове-раковине расслышать шум океана.

Ключевые слова: мифологема уха / слуха, поэтика Цветаевой, мифологема раковины, концепт СТАРУХА

Список литературы:

Баратынский Е. А. Стихотворения. М.: Детская литература, 1989.

Гаспаров М. Л. Марина Цветаева: от поэтики быта к поэтике слова // Гаспаров М. Л. Избранные статьи. М.: Новое литературное обозрение, 1995.

Геворкян Т. Поэт с историей и поэт без истории: читая «Свободные тетради» Марины Цветаевой // Вопросы литературы. 2000. № 1. URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2000/1/gevor.html (дата обращения 10.09.2017).

Жданов И. Место земли. М.: Молодая гвардия, 1991. URL: http://www. vavilon.ru/texts/prim/zhdanov1.html (дата обращения 10.09.2017).

Зубова Л. В. Язык поэзии Марины Цветаевой (фонетика, словообразование, фразеология). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. URL: http:// philologos.narod.ru/portefolio/zubova1999.htm#fra (дата обращения 10.09.2017).

Иванов Г. В. Собр. соч.: В 3 т. М.: Согласие, 1994. Т. 1.

Клюев Е. Сказки на всякий случай. М.: Слово / Slovo, 2003.

Мароши В. Безуховы и Аблеуховы (к семиотике уха в русской литературе) // Критика и семиотика. 2001. № 3–4. С. 220–224. URL: http://www. nsu.ru/education/virtual/cs34maroshi.htm (дата обращения 10.09.2017).

Савкина И. «У нас никогда уже не будет этих бабушек?» // Вопросы литературы. 2011. № 2. С. 109–135.

Фарино Е. Бегемотиха – улитка – ухо // Культура и текст. 2017. № 2 (29). С. 7–46. URL: http://www.ct.uni-altai.ru/ (дата обращения 10.09. 2017).

Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб.: Изд-во РГПУ, 2004. 640 c.

Ханзен-Лёве А. А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм начала века. Космическая символика. СПб.: Академический проект, 2003.

Ханзен-Лёве О. А. Интермедиальность в русской культуре. От символизма к авангарду. М.: Изд-во РГГУ, 2016.

Цветаева М. Избранное / Сост., коммен. Л. А. Беловой. М.: Просвещение, 1989.

Цветаева М. Поэма воздуха // Цветаева М. Соч.: В 2 т. М.: Худож. лит., 1988. Т. 1. С. 439–445.

Цветаева М. Собр. соч.: В 7 т. М., 1994–1995. Т. 5.

Шевеленко И. Д. Литературный путь Цветаевой. Идеология, поэтика, идентичность автора в контексте эпохи. 2-е изд., испр. и доп. М.: Новое литературное обозрение, 2015.

ЭСРЯ – Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я; Юнвес, 2003. URL: http://enc-dic.com/semenov/Star-128.html (дата обращения 10.09.2017).

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН