Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: О русской «безмерности» Цветаевой и заморской «безбрежности» Бальмонта

Авторы: Р. С. Войтехович

ТАРТУСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 1, 2018Страницы 31-41
УДК: 821.161.1DOI: 10/25205/2307-1737-2018-1-31-41

Аннотация: «Безмерность» – одно из любимых слов М. И. Цветаевой, которое превратилось в ее устойчивую характеристику, несмотря на то, что оно возникает в ее оригинальной поэзии только один раз (цикл «Поэты», 1923). Важно указать на корреляцию этого термина с эмблематичным для К. Бальмонта понятием «безбрежность» (см. сборник «В безбрежности», 1895). Бальмонт использует слово «безбрежность» обильно, и для Цветаевой «безмерность» – бальмонтизм. Несомненно, у Цветаевой с Бальмонтом было много общего, включая базовую «морскую» (и вообще стихийную) символику. Цветаева училась у Бальмонта писать стихи и составлять книги. Она тщательно проработала трехтомник Бальмонта 1908–1909 гг., приобретенный ею в период работы над книгой «Вечерний альбом» (1910). Композиционная «ритмика» «Вечернего альбома» идентична ритмике книги Бальмонта «Под северным небом» и соответствует принципу «трилистников» И. Анненского (форма трилистников взята из цикла Бальмонта «Трилистник», как отметил Р. Д. Тименчик). Однако примерно с 1913 г. Бальмонт утратил ведущие позиции в русской поэзии, и Цветаева постепенно переориентировалась на иные образцы, хотя и позднее, например в знаменитом «Кто создан из камня, кто создан из глины…» (1920), обнаруживала свое родство с бывшим кумиром. Но явно выдавать эту связь не хотела. В переводе «Плаванья» Бодлера собственное слово «безмерность» вошло в словосочетание «безмерность морей». Бальмонт связан для Цветаевой с «морем» (он «заморский гость»), а море – с собственным именем. Но Бальмонт – «всемирный» (см. «Герой труда», 1925), а себя Цветаева интерпретирует как «русского» автора. Однако Цветаева противоречит себе. Юная Цветаева была галломанкой. В стихотворении «Родина» (1932) она называет своей родиной «Даль» (семантически близко к понятию «безмерность»). И для Бальмонта, и для Цветаевой актуально представление о «шири» и «безграничности» как «русском» свойстве (см. «Широта русской души» А. Д. Шмелева). В более широком плане ориентация на безмерность / безбрежность связана с общими и международными установками романтического типа культуры и эстетики (или типа барокко, по Г. Вельфлину, см. «Ренессанс и барокко», «Основные понятия истории искусства»). Однако Бальмонт предпочитает «безбрежность» – идею безграничности в горизонтальной плоскости (при этом в реальности использует слово везде, и всему придает оттенок «горизонтальности»). Для Цветаевой больше характерна вертикальная организация пространства, и ее «безмерность» часто подразумевает чрезмерную плотность или высоту.

Ключевые слова: модернизм, поэзия, поэтика, Цветаева, Бальмонт

Список литературы:

Бальмонт К. Д. Полное собрание стихов: В 3 т. 3-е изд. М., 1908‒1909.

Бальмонт К. Д. Собр. соч.: В 7 т. / Вступ. ст. В. Макарова. М., 2010. Т. 1: Полное собрание стихов 1909‒1914: Кн. 1‒3.

Жирмунский В. Избранные труды. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. М., 1977.

Зализняк А. А., Левонтина И. Б., Шмелев А. Д. Константы и переменные русской языковой картины мира. М., 2012.

Мережковский Д. С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. СПб., 1893.

София Парнок. Собрание стихотворений. Анн Арбор, 1979.

СПЯМЦ ‒ Словарь поэтического языка Марины Цветаевой: В 4 т. (5 кн.) / Сост. И. Ю. Белякова, М. П. Оловянникова, О. Г. Ревзина. М., 1996. Т. 1: А‒Г.

Тименчик Р. Д. О составе сборника Иннокентия Анненского «Кипарисовый ларец» // Вопросы литературы. 1978. № 8. С. 307‒316.

Цветаева М. И. Собр. соч.: В 7 т. / Сост., подгот. текста и коммент. А. А. Саакянц, Л. А. Мнухина. М., 1994–1995.

Чернов И. А. Из лекций по теоретическому литературоведению: Литература, литературоведение (Барокко). Тарту, 1976.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН