|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: K пониманию понятий «модерн», «модернизм», «авангардизм» в (пост)советском и немецком литературоведении (опыт унификации понятий) Авторы: Т. С. Симян ЕРЕВАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Аннотация: Анализ ключевых понятий «модерн», «модернизм», «авангардизм» выявляет неоднозначность их восприятия в (пост)советских и немецких литературоведческих работах. Описание указанной проблемы дается на примере «центральных» текстов (энциклопедии, литературные энциклопедии, литературоведческие словари, учебники и т. п.) советского, постсоветского и немецкого литературоведения. Поставленная проблема актуальна вследствие существования в советское время так называемого «железного занавеса» и идеологических разногласий. Западное и советское литературоведение находились по разные стороны баррикад, из-за чего возник терминологический «шум» в научной литературе СССР. Кроме того, постсоветское русскоязычное литературоведение еще не подвергло ревизии советские учебно-методические пособия, словари, энциклопедии, и семантический «шум» данных терминов просачивается и в постсоветскую русскоязычную научную литературу. По ходу анализа понимания выбранных терминов выявляются также «источники» понятийных «шумов» советского времени, которые повлияли и до сих отчасти влияют как стереотипы на понимание указанных понятий в постсоветской русскоязычной литературоведческой мысли. Ключевые слова: модерн, модернизм, авангардизм, советское литературоведение, постсоветское русскоязычное литературоведение, Moderne, Modernismus Список литературы: Адорно А. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. Андреев Л. Г. Введение // Зарубежная литература XX века / Под ред. Л. Г. Андреева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 2004. С. 4–23. Бахмутский В. Я. На рубеже двух веков // Спор о древних и новых. М.: Искусство, 1985. С. 7–40. Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. Бодлер Ш. Об искусстве. М.: Искусство, 1986. Бодлер Ш. Цветы зла. М.: Наука, 1970. Борев Ю. Эстетика: Учебник. М.: Высш. шк., 2002. Бранская Е. В., Панфилова М. И. Модерн, модернизм, постмодернизм (к определению понятий) // Инновационная наука. 2015. Т. 1, № 3. С. 264–267. URL: http://elibrary.ru/download/77893807.pdf (дата обращения 20.09.2016). Букс Н. Скандал как механизм культуры // Семиотика скандала: Сб. ст. / Под ред. Н. Букс. М.: Изд-во «Европа», 2008. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. Гавров С. Н. Модернизация России: постимперский транзит (Гл. 1. Модернизация. Человек эпохи модерна). University of Nebraska – Lincoln, 2009. Гидденс Э. Последствия современности. М.: Праксис, 2011. Гирин Ю. С. Авангард как стиль // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. М.: ИМЛИ РАН, 2002. Головушкин Д. А. Религиозный модернизм: границы применяемости понятия // Изв. Иркут. гос. ун-та. Серия: Политология, религиоведение. 2015. Т. 13. С. 210–217. URL: http://elibrary.ru/download/36884591.pdf (дата обращения 20.09.2016). Головушкин Д. А. Религиозный фундаментализм / религиозный модернизм: концептуальные противники или амбивалентные феномены? // Вестн. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2015а. № 1. С. 87–97. URL: http:// elibrary.ru/download/61385476.pdf (дата обращения 20.09.2016). Голомштoк И. Тоталитарное искусство. М.: Галарт, 1994. Гринберг К. Авангард и китч / Пер. с нем. А. Калинина // Partisan Review. 1939. Vol. 6, № 5. Р. 34–49. URL: http://xz.gif.ru/numbers/60/avangardi- kitch/view_print/ (дата обращения 02.12.2016). Грицанов А. А. Модернизм // Новейший философский словарь / Гл. науч. ред. и сост. А. Грицанов. Минск: Книжный дом, 1999. URL: http:// www.e-reading.club/chapter.php/149350/771/Gricanov_-_Noveiishiii_filosofskiii_ slovar%27.html (дата обращения 10.01.2017). Демпси Э. Стили, школы, направления. Путеводитель по современному искусству. М.: Искусство XXI, 2008. Долгов В. Б. Католический модернизм: часть западного Модерна или особая реакция на него? // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 12 (26), ч. 1. С. 91–98. URL: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2012_12-1_22.pdf (дата обращения 20.09.2016). Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л.: Наука, 1979. Затонский Д. В. Модернизм и постмодернизм: мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. Харьков: Фолио; М.: Издательство АСТ, 2000. Затонский Д. В. Что такое модернизм? // Контекст-1974. М.: Наука, 1975. С. 135–167. Кайт Г. Поэтические эксперименты немецкого и русского авангарда // Балтийский филологический курьер. 2004. № 4. С. 102–111. URL: https:// journals.kantiana.ru/upload/iblock/102/%D0%9A%D0%B0%D0%B9%D1% 82_102-111.pdf (дата обращения 26.11.2016). КЛЭ – Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. М.: Сов. энциклопедия, 1967. Т. 4. Коротченко Е. П. Авангардизм // Постмодернизм: Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001, с. 12–14. Куликова И. Философия и искусство модернизма. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1980. Кундера М. Искусство романа. СПб.: Азбука, 2013. Литературный процесс в России от эпохи модерна к эпохе авангарда: Новые материалы. Исследования поэтики / Под ред. Н. А. Гуськова. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2013. Лифшиц Мих. Искусство и современный мир. 2-е изд., доп. М.: Изобразительное искусство, 1978. ЛЭС – Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987. Малахов Н. О модернизме. М.: Изобразительное искусство, 1975. Можнягун С. О модернизме. М.: Искусство, 1970. Н. К. От редакции // Бодлер Ш. Цветы зла. М.: Наука, 1970. Называть вещи своими именами: программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX века. М.: Прогресс, 1986. Неклесса А. Конец эпохи Большого Модерна // Знамя. 2000. № 1. URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2000/1/nekles-pr.html (дата обращения 20.10. 2016). Новикова Н. К. Испаноязычный авангард. Креасьонизм и ультраизм // Зарубежная литература XX века: Учебник для академического бакалавриата: В 2 т. / Сост. В. М. Толмачёв, И. В. Кабанова, Д. А. Иванов и др.; под ред. В. М. Толмачёва. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2017. Т. 1: Первая половина XX века. С. 110–116. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. Павлова Н. С. Экспрессионизм // Зарубежная литература XX века / Под ред. Л. Г. Андреева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 2004. С. 182–194. По Э. А. Полн. собр. соч.. М.: Наука, 1970. Поселянин Н. Испытание модерностью // НЛО. 2016. Т. 4 (140). URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2016/4/ispytanie-modernostyu.html (дата обращения 24.10.2016). Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Гл. ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. Религиоведение: Учеб. пособие и учеб. словарь-минимум по религиоведению / Под ред. И. Н. Яблокова. М.: Гардарики, 2002. Рембо А. Стихи. М.: Наука, 1982. Руднев В. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 1997. Семиотика и авангард: Антология / Под ред. Ю. С. Степанова. М.: Академический проект; Культура, 2006. СЗЛ – Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины: Энциклопедический справочник. М.: Интрада-ИНИОН, 1999. Симян Т. К проблеме манифеста как жанра: генезис, понимание, функция // Критика и семиотика. 2013. № 2 (19). С. 130–148. URL: http://www.nsu.ru/education/virtual/cs019simyan.pdf (дата обращения 26.11. 2016). Симян Т. Логика и семиотика правления тоталитарных режимов (опыт анализа советского и нацистского режимов) // Totalitarism and Literary Discourse. 20th Century Experience. Tbilisi: Shota Rustaveli Institute of Georgian Literature, 2010. Р. 467–473. Симян Т. С. Дадаизм в Германии: логика, семиотика, стратегия // Критика и семиотика. 2015б. № 2. С. 384–398. URL: http://philology.nsc.ru/ journals/kis/pdf/CS_2015_2/28.pdf (дата обращения 29.11.2016). Симян Т. Смена парадигмы: оппозиция «внешняя» и «внутренняя» литература, или «дистанцированная» критика нацизма (на примере романа Лиона Фейхтвангера «Лже-Нерон») // Сибирский филологический журнал. 2015а. № 2. С. 256–266. Сироткин Н. Немецкоязычный авангард // Семиотика и авангард: Антология / Под ред. Ю. С. Степанова. М.: Академический проект; Культура, 2006. С. 820–824. СИС – Словарь иностранных слов. М., 1983. СЛТ – Словарь литературоведческих терминов / Сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. М.: Просвещение, 1974. Современная литературная теория. Антология / Сост. И. В. Кабанова. М.: Флинта, Наука, 2004. Спор о древних и новых. М.: Искусство, 1985. СЭС – Советский энциклопедический словарь. М., 1979. Теория литературы / Гл. ред. Ю. Борев. M.: Наследие, 2001. Т. 4: Литературный процесс. Толмачев В. М. Т. С. Элиот // Вестн. ПСТГУ. III: Филология, 2011. Вып. 1 (23). С. 7–64. URL: http://pstgu.ru/download/1316536121.7-64.pdf (дата обращения 20.09.2016). Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. Ушакова О. М. Модернизм: о границах понятия // Вестн. Перм. ун-та. Российская и зарубежная филология. 2010. Вып. 6 (12). С. 109–114. Фатеева Н. Идентичность личности автора и вариативность форм выражения в текстах авангарда // Семиотика и авангард: Антология / Под ред. Ю. С. Степанова. М.: Академический проект; Культура, 2006. С. 43–53. Хабермас Ю. Политические работы. М.: Праксис, 2005. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне: Пер. с нем. М.: Изд-во «Весь Мир», 2003. 416 с. Хализев В. Е. Теория литературы: Учебник. М.: Высш. шк., 2005. Хрестоматия по теории литературы / Сост. Л. Н. Осьмакова. М.: Просвещение, 1982. Христианство: Словарь / Под ред. Л. Н. Митрохина. М.: Республика, 1994. Эко У. Пять эссе на темы этики. СПб.: Symposium, 2003. Эстетика: Словарь. М., 1989. ABBYY Lingvo – Большой французско-русский словарь ABBYY Lingvo. М.: АБИ Пресс, 2011. Beck U. Risikogesellschaft: auf dem Weg in eine andere Moderne. 1. Auflage [1986]. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2001. Bürger P. Theorie der Avantgarde. Frankfurt: Suhrkamp, 1974. Delabar W. Klassische Moderne. Deutschsprachige Literatur 1918–1933. Berlin: Akademie Verlag, 2010. Eco U. Cinque scritti morali (Fascismo Eterno). Milan: Bompiani, 1997. URL: http://www.punk4free.org/articoli/18-politica/3087-umberto-eco-lur-fascismo-il-fascismo-eterno.html (дата обращения 20.09.2016). Enzensberger H. M. Die Aporien der Avantgarde // Merkur, XVI Jahrgang, 5. Heft, 1962, Mai. S. 401–424. Große W. Erläuterungen zu Thomas Mann Tonio Kröger, Mario und der Zauberer. 2. Ergänzte Auflage. Hollfeld: C Bange Verlag, 2003. Habermas J. Die Moderne – ein unvollendetes Projekt // Die Zeit. 08.09.1980. URL: http://www.zeit.de/1980/39/die-moderne-ein-unvollendetesprojekt (дата обращения 20.09.2016). Habermas J. Die neue Unübersichtlichkeit. Kleine Politische Schriften. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1985. Metzler Lexikon Literatur- und Kulturtheorie: Ansätze-Personen-Grundbegriffe / Hrsg. von A. Nünnig. 4. aktualisierte und erweiterte Auflage. Stuttgart: Metzler, 2008. Peukert D. J. K. Die Weimarer Republik. Krisenjahre der Klassischen Moderne. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1987. Richter H. Geschichte der Malerei im 20. Jahrhundert. 7. ergänzte Auflage. Köln: DuMont Buchverlag, 1988. Rimbaud А. Oeuvres. M.: Radouga, 1988. Rosenkran K. Ästhetik der Häßlichen. Leibzig: Reclam Verlag, 1996. Schweikle I. Modernismo // Metzler-Literatur-Lexikon: Begriffe und Definitionen / Hrsg. von Günther, I. Schweikle. 2. Überarbeitete Auflage. Stuttgart: Metzler, 1990. Simyan T. Towards a typology of the nazi and soviet totalitarian regimes // Totalitarism and Literary Discourse. 20th Century Experience / Ed. by I. Ratiani. Cambrige Scolar Publishing, 2011. Р. 478–490. Zima P. V. Moderne / Postmoderne. Gesellschaft, Philosophie, Literatur. 3. Auflage. Tübingen: A. Francke Verlag Tübingen, 2014. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |