Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Творческое преломление пушкинского мотива поэтического бессмертия в диалогической «поэтике отражений» И. Анненского

Авторы: Н. В. Налегач

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 2, 2017Страницы 134-145
УДК: 82-1/29DOI:

Аннотация: Выявляется функционирование пушкинского мотива поэтического бессмертия в творчестве И. Анненского и его влияние на оформление диалогической «поэтики отражений». Особую роль в эстетических акцентах, расставленных Анненским, играет вторая строфа пушкинского стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», благодаря которой психологически убедительно воплощается мотив взаимной обращенности поэтов, находящихся по разные стороны бытия – жизни и смерти. Подобное взаимодействие является основой обновления пушкинской «формулы» поэтического бессмертия, так как в творчестве Анненского учитывается не только срез современности, но и весь временной поток, охватывающий посредством поэтической традиции не только прошлое, но, согласно пушкинским стихам, и будущее: «…доколь в подлунном мире / Жив будет хоть один пиит». Благодаря поэтическому диалогу сквозь века и времена сохраняется действие в сфере искусства и законов вечности, что оборачивается у Анненского в свете пушкинской традиции новым пониманием поэтического бессмертия. Оно не столько возможно как возведение временного к вечному в процессе создания произведения, сколько осуществляется именно изнутри временного потока благодаря воплощенности в нем поэта как голоса своего поколения и эпохи. Подобным образом расширяющиеся круги деперсонализации закономерно в свете «высшего юмора творения» оборачиваются обретением уникального авторского «я» в неумолкающем и вечно обновляющемся благодаря законам времени диалоге поэтов, чему способствует «поэтика отражений», возникающая при встрече «своего» стиха с «чужим», посредством чего происходит уплотнение поэтической Тени до бессмертного Имени.

Ключевые слова: И. Ф. Анненский, А. С. Пушкин, мотив, бессмертие, поэтика отражений, поэтический диалог

Список литературы:

Алексеев М. П. Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг…» Проблемы поэтики. Л., 1967.

Анненский И. Ф. Книги отражений / Изд. подгот. Н. Т. Ашимбаева, И. И. Подольская, А. В. Федоров. М., 1979. (Литературные памятники).

Анненский И. Ф. Стихотворения и трагедии / Вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. А. В. Федорова. Л., 1990. (Библиотека поэта. Большая серия).

Бонди С. М. Памятник // Бонди С. М. О Пушкине: Статьи и исследования. М., 1978. С. 442–476.

Бройтман С. Н. Проблема диалога в русской лирике первой половины XIX века. Махачкала, 1983.

Вейман Р. История литературы и мифология / Пер. с нем. О. Н. Михеевой. М., 1975.

Верхейл К. Трагизм в лирике Анненского // Звезда. 1995. № 9. С. 208–216.

Гитин В. Е. «Интенсивный метод» в поэзии Анненского (поэтика вариантов: два «пушкинских» стихотворения в «Тихих песнях») // Русская литература. 1997. № 4. С. 34–53.

Журавлева А. И., Некрасов В. Н. Опять о «Памятнике» // Ars interprettandi: Сб. ст. к 75-летию проф. Ю. Н. Чумакова. Новосибирск, 1997. С. 61–72.

Зайцев В. А. Мотив «Памятника» в русской поэзии от Ломоносова и Пушкина до Бродского // Пушкин: Сб. ст. М., 1999. С. 240–255.

Кушнер А. «Среди людей, которые не слышат…» // Кушнер А. Аполлон в траве. Эссе. Стихи. М., 2005. С. 279–341.

Налегач Н. В. «Поэтика отражений» И. Анненского и феномен поэтического диалога в русской лирике ХХ века: Монография. Кемерово, 2012.

Петрова Г. В. Творчество Иннокентия Анненского. В. Новгород, 2002.

Поддубная Р. Н. «Веленью Божию, о Муза, будь послушна» (цикл Пушкина 1830-х годов о поэте и поэзии) // Русская филология. Украинский вестник: Республ. науч.-метод. журн. 1994. № 1. С. 30–33.

Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 17 т. М., 1995. Т. 3, кн. 1.

Элиот Т. С. Назначение поэзии. Статьи о литературе. М., 1997.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН