|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Асемантическая сторона текста: Борис Пастернак. «Поэзия» Авторы: Ю. Н. Чумаков Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: Представленная здесь работа Ю. Н. Чумакова – это краткие теоретические тезисы о соотношении семантических и асемантических компонентов в стихе. Задача Ю. Н. Чумакова состоит в том, чтобы показать, как семантические и асемантические компоненты приходят в столкновение друг с другом. Взаимодействием семантики и асемантики обеспечивается внутриструктурное лирическое напряжение, что позволяет наблюдать соответствия и несоответствия, схождения и расхождения семантических и асемантических планов. Доминирует в стихе, по мнению Ю. Н. Чумакова, асемантика. Фонико-ритмическая динамика, а не смысловая сторона определяет лирический сюжет, поэтому аналог лирической теме можно найти лишь в музыке. Акцент на асемантическом срезе лирического текста и углубленное внимание к чисто звуковому, «музыкальному»движению стиха позволяет взглянуть на лирику как на универсальную, а не рациональную структуру. Высказав теоретические тезисы, Чумаков переходит к аналитическому разбору стихотворения «Поэзия» из книги Б. Пастернака «Темы и вариации» (1923). Представленный Ю. Н. Чумаковым анализ представляет собой сплошной просмотр звуковой стороны текста, полностью лишенный обзора тематических мотивов и любых упоминаний о семантике. Ключевые слова: стихотворение «Поэзия» Бориса Пастернака, асемантика, асемантическая сторона текста, фонетическая сторона текста, ассонансы, консонансы, аналитический разбор, звуко-ритмический план лирического стихотворения, лирический сюжет, очерк Б. Пастернака «Люди и Список литературы: Бернштейн С. И. Опыт анализа «словесной инструментовки» (Первая строфа стихотворения Тютчева «Сумерки») // Поэтика: Сб. ст. Л.: Academia, 1929. Вып. 5. С. 156–192. Бухштаб Б. Я. К вопросу о связи типов русского стиха со стилями произношения // Slavic Poetics: Essays in Honor of Kiril Taranovsky. The Hague; Paris, 1973. С. 67–74. (Slavistic Printings and Reprintings; [Vol.] 267). Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М.: Худож. лит., 1965. 356 с. Каллер Дж. Теория литературы. Краткое введение. М.: Астрель: АСТ, 2006. 158 с. Пастернак Б. Люди и положения. Автобиографический очерк // Пастернак Б. Л. Собр. соч.: В 11 т. М.: Слово / Slovo, 2004. Т. 11. С. 295–322. Пастернак Борис. Темы и варьяции. Четвертая книга стихов. Москва; Берлин: Геликон, 1923. 126 с. Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка. Л.: Academia, 1924. 140 с. Хроника. 5 семинар «Вопросы сюжетосложения» // Сюжетосложение в русской литературе. Даугавпилс, 1980. С. 158–163. Чумаков Ю. Н. В сторону лирического сюжета. М.: Языки славянской культуры, 2010. 88 с. Чумаков Ю. Н. Система ассонансов в элегии А. Пушкина «На холмах Грузии» // Чумаков Ю. Н. Стихотворная поэтика Пушкина. СПб.: Государственный пушкинский театральный центр, 1999. С. 319–325. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |