Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Нуар после 50-х: смерть, развитие или постмодернистское цитирование?

Авторы: И. С. Кудряшов

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 1, 2016Страницы 236-250
УДК: 18 + 791DOI:

Аннотация: Ставится вопрос о том, является ли неонуар в кинематографе естественным развитием классического film noir. Доминирующее представление о закате «черного фильма» в конце 1950-х часто способствует попыткам изобразить последующие работы в данном стиле как род постмодернистского цитирования. Несмотря на обращение режиссеров к данному стилю в 1960–1970-е гг., существует точка зрения, что неонуар возник как качественно иное явление, чем классический film noir. Опираясь на представление о нуаре не как жанре, а как системе смыслов и конвенций, формирующих узнаваемую эстетику, мы анализируем сходства и различия нуара с чертами постмодернистского искусства. Автор статьи приходит к выводу о том, нуар имеет сложное промежуточное отношение к формальным признакам модерна и постмодерна. В качестве устойчивых черт нуара, выделяются три темы: ностальгия как основа взгляда на мир, город как особая среда и герой как расщепленный субъект. Выделив три ключевых элемента эстетики нуар, присущих и классическому периоду, и современному нуару, автор стремится показать ограниченность принципиального различия нуара, неонуара и постнуара.

Ключевые слова: нуар, модерн, постмодерн

Список литературы:

Артюх А. Нуар: голос из прошлого // Искусство кино. 2007. № 5.

Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. 2000. № 4. С. 63–77.

Жижек С. Порнография, ностальгия, монтаж: триада взгляда // То, что вы всегда хотели знать о Лакане (но боялись спросить у Хичкока) / Под ред. С. Жижека. М.: Логос, 2004. С. 43–66.

Карцева Е. Н. Легенды и реалии. История американского уголовного фильма. М.: Материк, 2004.

Ямпольский М. Память Тиресия. М.: Культура, 1993.

Hassan I. Postmoderne heute // Wege aus der Moderne: Schlusseltexte der Postmoderne. Diskussion. Berlin, 1994.

Lev P. The Fifties: Transforming the Screen. 1950–1959 (History of the American Cinema). University of California Press, 2006.

Maye J., McDonnel B. Encyclopedia on Film Noir. London: Greenwood Press, 2007.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН