|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Вещный мир в мифе и эпосе: пища героев, кости, волосы, борода, соль Авторы: Е. Г. Маргарян РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ, ЕРЕВАН
Аннотация: Мифоэпический пространственно-временной континуум устроен иначе, чем профанное время и пространство, и подчиняется своим законам и правилам. Неодушевленные предметы в нем живут своей жизнью и, подобно одушевленным, имеют свою волю, нрав и иные качества, характерные для людей, а не для вещей. При этом вещи в мифе, эпосе и сказке имеют прежде всего образно-метафорическое значение. Так, волосы героев эпоса являются вместилищем жизненной силы и славы, соль скрепляет клятву и делает ее нерушимой, а пища может некоторые эпические существа сделать слабыми и уязвимыми. Ключевые слова: мифоэпика, третье и четвертое поколение героев, пища героев, соль, волосы, Честь и Слава Список литературы: Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1975. Былины. М.: Сов. Россия, 1988 Геродот. История: В 9 кн. / Пер. с др.-гр. и примеч. Г. А. Стратановского. Л.: Наука, 1972 Гомер. Одиссея / Пер. с др.-гр. В. Вересаева. М., 1953 Илья Муромец. М.; Л. Изд-во АН СССР, 1958 Констебл Дж. Бороды в истории. Символы, моды, восприятие // Одиссей. Человек в истории. М., 1994. C. 165–181 Литаврин Г.Г. Византия и славяне. СПб.: Алетейя, 2001 Лосев А. Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977 Лосев А. Ф., Сорокина Г. А., Тахо-Годи А. А. Античная литература / Под ред. А. А. Тахо-Годи. М.: Просвещение, 1986. 446 с. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. Лотман М. Ю. Еще раз о понятиях «честь» и «слава» в текстах киевского периода // Труды по знаковым системам. Тарту, 1971а. Лотман М. Ю. Об оппозиции «честь и слава» в текстах киевского периода // Труды по знаковым системам. Тарту, 1971б. Вып. 3. Маргарян Е. Г. Мост в армянской и славянской мифопоэтике. Герменевтический анализ // Критика и семиотика. 2011. № 15. С. 5–24. Маргарян Е. Г. Мистерия об Аршаке, Васаке и Шапуре из «Истории Армении» Фауста Византийского (опыт герменевтической реконструкции) // Ivane Javakhishvili Tbilisi State University Shota Rustaveli Institute of Georgian Literature. VI International Symposium Contemporary Issues of Literary Criticism. Mythological Thinking, Folklore and Literary Discourse. European and Caucasian Experience Dedicated to Vazha-Pshavela's 150th Anniversary. Tbilisi: Institute of Literature Press, 2012. Vol. 2. Мещанинов И. Гомер и учение о стадиальности // Язык и литература. Л., 1929. Т. 4. С. 21–28. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Сов. энциклопедия, 1990. 672 с. Мифы народов мира / Под ред. С. А. Токарева. М.: Сов. энциклопедия, 1992. Т. 2. 719 с. Платон. Соч.: В 3 т. / Под ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса. 1-е изд. М.: Мысль, 1968. Т. 1: Апология Сократа, Критон, Ион, Гиппий больший, Протагор, Горгий, Менон, Кратил. Попович М. Ф. Мировоззрение древних славян. Киев: Наук. дум., 1985. Пушкин А. С. Руслан и Людмила: поэма в шести песнях / Рис. И. Иванова, гравировал М. Иванов; цензор И. Тимковской. СПб.: В Типографии Н. Греча, 1820. 142 с., [1] л. ил. Самозванцев А. М. Мифология Востока. М.: Алетейя, 2000. 384 с., илл. Сасунский Д. Армянский народный эпос / Пер. с арм. К. А. Липскерова. Ереван: Аревик, 1988. 352 с. Степанян А. А. Развитие исторической мысли Древней Армении и Мовсес Хоренаци. Ереван: Изд-во АН Армении, 1991. Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М.: Искусство, 1989. Толстой Н. И., Усачев В. В. Волосы // Славянские древности. М., 1995. Т. 1. С. 420–424. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1980. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра / Подгот. текста, справ.-науч. аппарат, предварение, послесловие Н. В. Брагинской. М.: Лабиринт, 1997. 448 с. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. 2-е изд. М.: Вост. лит., 1998. 800 с. Фроянов И. Я., Юдин Ю. И. Былинная история. СПб., 1997. Хоренаци М. История Армении / Пер. с др.-арм., примеч. Г. Саркисяна; под ред. С. Аревшатяна. Ереван: Айастан, 1990. 291с. Чердынцев В. В. Где, когда и как возникла былина? М.: Эдиториал УРСС, 1998. Шакуров Ш. Чесальщик тайны // Иран-наме. 2011. № 3 (19). С. 18–24. Шталь И. В. Принципы распределения эпитета в гомеровском эпосе (к типологии художественного мышления) // Фольклор. Поэтическая система. М., 1977. С. 72–192. Шталь И. В. «Одиссея» – героическая поэма странствий. М.: Наука, 1978. Эпос о Гильгамеше («О все видавшем») / Пер. с аккадского И. М. Дьяконова. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. Ժողովրդական վեպ: Սասնա Ծռեր, Հ. Բ, մասն յերկրորդ / Ընդհ. խմբ.՝ Մ. Աբեղյան։ Յերևան: Հայպետհրատ., 1951. Սասնա Ծռեր: Առաջին մաս Հ. Բ: Ժողովրդական բանահյուսություն: Ժողովրդական վեպ: /Խմբ.՝ ակադեմիկոս Մ. Աբեղյան, Յերեվան: Պետական հրատ., 1944. Սասնա Ծռեր, հատոր IV, 1955. Մարգարյան Ե. Հ. Դրվագներ հին հայոց հոգևոր մշակույթի պատմության, Ե., ՀԱԳԱ հրատարակչ., 2001. 128 էջ. Մարգարյան Ե., Նժդեհի արքետիպը «Ագաթանգեղայ պատմութեան հայոց» մեջ // Վենետիկ, Բազմավէպ, 2004, № 2, 139–184. Մարգարյան Ե. Հ. «Մենավոր հրաշամանուկի» առասպելաբ-անական պայմանձևը որպես հայ ավանդական և պատմագիտական ընկալումների կենտրոնական գաղափարը // «Գիտություն և տեխնիկա», 2005а, թիվ 11. Մարգարյան Ե. Հ. «Փառքի» գաղափարը հին հայոց աշխարհհայեց-ակարգում // Գիտություն և տեխնիկա, 2005б, № 10, էջ 10–15. Եղիազարյան Ա. «Սասնա ծռեր» էպոսի պոետիկա, Երևան, Անտարես, 2013. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |