Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Целостность vs связность: к проблеме понимания текста

Авторы: Н. В. Максимова, Ю. Л. Троицкий

НОВОСИБИРСКОГО ИНСТИТУТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ; РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, МОСКВА

Выпуск 20, 2014Страницы 91-102
УДК: 81.271DOI:

Аннотация: Статья посвящена проблемам понимания текста, феномену целостности, отношениям целостности и связности при восприятии текста. Данные вопросы рассматриваются в когнитивном и коммуникативном аспектах, в контексте активных процессов понимания текста и коммуникативного взаимодействия субъектов восприятия. Основой идеей статьи является положение о продуктивности преодоления разрывов целостности и связности в процессе понимания текста. Специальным образом организованное наблюдение за процессами преодоления разрывов связности выступает, с одной стороны, инструментом обнаружения самого феномена целостности как продукта деятельности, а с другой – методом обучения пониманию. Данные проблемы раскрываются на примере: 1) технологии формирования исторического мышления, где основу понимания исторического события составляют противопоставленные позиции, описывающие событие с разных точек зрения, 2) психолингвистического подхода к построению технологии понимания текста посредством ключевых слов и восприятия концептуально значимого смысла в процессе его оцелостнения и одновременного преодоления разрывов текстовой связности.

Ключевые слова: Понимание текста, оцелостнение, связность, целост- ность, восприятие, смысл, обучение пониманию

Список литературы:

Голев Н. Д. Тексты и тесты: комплексный анализ текста и тестирование в школе и вузе. Барнаул, 2000. 246 с.

Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация: Сб. ст. / Сост. В. В. Пет-рова. М.: Прогресс, 1989. 311 c.

Дымарский М. Я. Целостность текста как проблема его интерпретации // Комментарий и интерпретация текста. Новосибирск, 2008. С. 188–200.

Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с.

Троицкий Ю. Л. Коммуникативные стратегии истории // Образовательная политика. 2011. № 6 (56). С. 85–95.

Фуксон Л. Ю. Чтение. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. 223 с.

Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М., 1995. 800 с.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН