|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Религиозные концепты в православном миросозерцании (опыт теолингвистического анализа) Авторы: В. И. Постовалова (Москва) ИНСТИТУТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ РАН, МОСКВА
Аннотация: Обсуждаются общие принципы и образы теолингвистического представления базисных религиозных концептов, составляющих наиболее глубокую, сокровенную и трудноуловимую часть мира духовной культуры. Дается характеристика религиозного концепта как многомерного мистико-семиотического и аксиологического образования в единстве трех основных планов – духовно-мировоззренческого, культурно-исторического и лингвосемиотического – на материале теолингвистического описания и интерпретации православно-христианского концепта ‘Смирение’. Рассматриваются основные принципы формирования нового научного направления в области концептологии – религиозной концептологии в ее конфессиональных вариантах. Обсуждаются общие принципы и основания православной теоконцептологии. Ключевые слова: Теолингвистика, концептология, православная теоконцептология, конфессиональное миросозерцание, концепт, религиозный концепт, реконструкция и интерпретация концептов Список литературы: Абеляр П. Тео-логические трактаты / Пер. с лат. М.: Прогресс, Гнозис, 1995. 413 с. Аверинцев С. С. София-Логос: Словарь. Киев: Дух и Лiтера, 2001. 460 с. Ажеж К. Человек говорящий: вклад лингвистики в гуманитарные науки. М.: УРСС, 2003. 301 с. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. 288 с. Антоний, митроп. Сурожский. Человек перед Богом. М.: Паломник, 2000. 383 с. Булгаков С. Н. Догматическое обоснование культуры // Булгаков С. Н. Соч.: В 2 т. М.: Наука, 1993. Т. 2: Избранные статьи. С. 637-643. Варсануфий Великий, Иоанн, препп. Руководство к духовной жизни в ответах и вопрошаниях учеников. М.: Издание Донского монастыря, 1993. 496 с. Виноградов В. А. Вступительное слово // Концептуальный анализ: современные научные исследования: Сб. научн. тр. М.; Калуга: Эйдос, 2007. С. 5-6. Геронимус А., прот. Откровение преподобного Силуана // Преподобный Силуан и его ученик архимандрит Софроний. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. С. 45-63. Евдокимов П. [Н.]. Православие. М.: Библейско-Богословский институт св. Апостола Андрея, 2002. 500 с. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. М.: Православный паломник, 1996. 693 с. Игнатий (Брянчанинов), еп. Соч.: В 5 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. Т. 3-4. 541 с. Иларион (Алфеев), иером. Таинство веры: введение в православное догматическое богословие. М.: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1996. 288 с. Иоанн Лествичник, св. Лествица. М.: Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2001. 352 с. Иосиф Ватопедский, старец. Слова утешения: Беседы о духовной жизни и о монашестве. Богородице-Сергиева Пустынь, 2005. 471 с. Исаак Сирин, преп. Слова подвижнические. М.: Правило веры, 1993. 522 с. Иустин (Попович), преп. Православная философия истины: Статьи. Пермь: Панагия, 2003. 200 с. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М.: Паломник, 1996. 450 с. Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. М.: Путь, 1994. 383 с. Кубрякова Е. С. Предисловие // Концептуальный анализ: современные научные исследования: Сб. научн. тр. М.; Калуга: Эйдос, 2007. С. 7-18. Неретина С. С. Абеляр и особенности средневекового философствования / Пер. с лат. М.: Прогресс, Гнозис, 1995. С. 5-49. Неретина С. С. Концепт // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2010. Т. 2. С. 306-307. Никитина С. Е. Человек и социум в народных конфессиональных текстах (лексикографический аспект). М.: Институт языкознания РАН, 2009. 354 с. Отечник, составленный святителем Игнатием (Брянчаниновым). М.: Изд-во Донского монастыря, 1992. 512 с. Паисий Святогорец, [старец]. Слова. М.: ИД «Святая Гора», 2004. Т. 4: Семейная жизнь. 328 с. Постовалова В. И. «Религиозные концепты в теолингвистическом представлении» // Теолингвистика: Междунар. тематический сб. ст. / Под ред. А. Гадомского, К. Кончаревич. Београд: Изд-во Универзитет у Београду – Православни богословски факултет, 2012. С. 143-152. Седакова О. А. Словарь трудных слов из богослужения: церковнославяно-русские паронимы. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2008. 432 с. Современное обновленчество – протестантизм «восточного обряда». М.: Одигитрия, 1996. 348 с. Софроний (Сахаров), архим. Духовные беседы. Эссекс; М.: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2007. Т. 2. 336 с. Старец Силуан Афонский. М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря, 1996. 460 с. Степаненко В. А. Слово / Logos / Имя – имена – концепт – слова (сравнительно-типологический анализ концепта «Душа. Seele. Soul» на материале русского, немецкого и английского языков). Иркутск, 2006. 312 с. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: Опыт исследования. М.: Языки русской культуры, 1997. 824 с. Степанов Ю. С. Язык и Метод: к современной философии языка. М.: Языки русской культуры, 1998. 784 с. Степанов Ю. С. Краткая справка о системе взглядов // Философия языка: в границах и вне границ. Харьков: Око, 1999. Т. 3-4. С. 8-13. Степанов Ю. С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. М.: Языки славянских культур, 2007. 247 с. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. М.: Прогресс, 1987. Т. 3. 831 с. Феофан (Быстров), архиеп. Тетраграмма, или Божественное ветхозаветное имя YHWH. Киев: Пролог, 2004. 361 с. Фещенко В. В. К истокам русской концептологии: от Ю. С. Степанова к С. А. Аскольдову // Вопросы филологии. 2010. № 3 (36). С. 111-119. Флоренский П. А. Собр. соч.: В 2 т. М.: Правда, 1990. Т. 1 (II): Столп и утверждение истины. С. 493-839. Флоренский П., свящ. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 1. 799 с. Флоренский П. А., свящ. Сочинения: В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1996. 880 с. Флоренский П., свящ. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1999. Т. 3 (2). 621 с. Флоренский П. А., свящ. Философия культа (опыт православной антроподицеи). М.: Мысль, 2004. 685 с. Франк С. Л. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996. 738 с. Франк С. Л. Непрочитанное…: Статьи, письма, воспоминания. М.: Московская школа политических исследований, 2001. 592 с. Фрумкина Р. М. Есть ли у современной лингвистики своя эпистемология? // Язык и наука конца ХХ века: Сб. ст. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т., 1995. 432 с. Шмеман А., прот. Богослужение и предание: Богословские размышления. М.: Паломник, 2005. 224 с. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |