|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Креативность как слово и как концепт Авторы: Н.М. Азарова (Москва) ИНСТИТУТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ РАН, МОСКВА
Аннотация: В русской абстрактной лексике существует некая особенность, позволяющая по-новому рассмотреть целый ряд концептов современной культуры. Это наличие дублетов, появившихся в разное время, но, тем не менее, освоенных языком: концепт и понятие, реальное и настоящее. К подобному феномену относится и пара творчество и креативность. Творчество и креативность противопоставлены по параметрам вертикальность – горизонтальность; тотальная адресация – целевая адресация; некоммуникативность (или ограниченная коммуникативность) – коммуникативность; страдание, преодоление – удовольствие, наслаждение (можно сказать муки творчества, но нельзя муки креативности). Если творчество мандаторно, то креативность теряет идею диктата, становится чем-то дополнительным, желательным. Творчество понимается онтологически, креативность – социально-психологическая категория. Слово творчество в современной общеупотребительной речи чрезвычайно частотно, однако те, кто традиционно считался творцами, особенно имеющими отношение к слову (например, поэты), не отрицая привычного понятия творчество, тем не менее применительно к себе отказываются говорить в терминах творчества и креативности. Частотность терминов креативности и подчеркивание креативности и творчества как ценностей более всего характерны для речи русских женщин upper, upper middle и middle class. Ключевые слова: Креативность, творчество, коммуникативность, адресация, концепт, лексика Список литературы: Дебор Ги. Общество спектакля. М., 2012. Демьянков В. З. Языковое творчество и речевая креативность // Язык как медиатор между знанием и искусством: Сб. докл. Междунар. науч. семинара / Институт русского языка им. В. В. Виноградова; под ред. Н. А. Фатеевой. М.: Азбуковник, 2009. С. 11–19. Кожев А. Введение в чтение Гегеля / Пер. с фр. А. Г. Погоняйло. СПб., 2003. Лотман Ю. М. О метаязыке типологических описаний культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1. С. 386–392. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2007. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |