Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Креативность как слово и как концепт

Авторы: Н.М. Азарова (Москва)

ИНСТИТУТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ РАН, МОСКВА

Выпуск 21, 2014Страницы 21-30
УДК: 81.13DOI:

Аннотация: В русской абстрактной лексике существует некая особенность, позволяющая по-новому рассмотреть целый ряд концептов современной культуры. Это наличие дублетов, появившихся в разное время, но, тем не менее, освоенных языком: концепт и понятие, реальное и настоящее. К подобному феномену относится и пара творчество и креативность. Творчество и креативность противопоставлены по параметрам вертикальность – горизонтальность; тотальная адресация – целевая адресация; некоммуникативность (или ограниченная коммуникативность) – коммуникативность; страдание, преодоление – удовольствие, наслаждение (можно сказать муки творчества, но нельзя муки креативности). Если творчество мандаторно, то креативность теряет идею диктата, становится чем-то дополнительным, желательным. Творчество понимается онтологически, креативность – социально-психологическая категория. Слово творчество в современной общеупотребительной речи чрезвычайно частотно, однако те, кто традиционно считался творцами, особенно имеющими отношение к слову (например, поэты), не отрицая привычного понятия творчество, тем не менее применительно к себе отказываются говорить в терминах творчества и креативности. Частотность терминов креативности и подчеркивание креативности и творчества как ценностей более всего характерны для речи русских женщин upper, upper middle и middle class.

Ключевые слова: Креативность, творчество, коммуникативность, адресация, концепт, лексика

Список литературы:

Дебор Ги. Общество спектакля. М., 2012.

Демьянков В. З. Языковое творчество и речевая креативность // Язык как медиатор между знанием и искусством: Сб. докл. Междунар. науч. семинара / Институт русского языка им. В. В. Виноградова; под ред. Н. А. Фатеевой. М.: Азбуковник, 2009. С. 11–19.

Кожев А. Введение в чтение Гегеля / Пер. с фр. А. Г. Погоняйло. СПб., 2003.

Лотман Ю. М. О метаязыке типологических описаний культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1. С. 386–392.

Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2007.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН