VI. ЭМФАТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ (ЭМФАЗА)
Эмфатической конструкцией называют такую синтаксическую конструкцию,
которая служит для выделения того или иного члена предложения.
В данном разделе приводятся основные типы эмфатических конструкций.
1. Усилительное do
Усилительное do употребляется в утвердительных и повелительных предложениях
в сочетании с инфинитивом смыслового глагола, причем сохраняется
прямой порядок слов. При переводе сказуемого перед смысловым глаголом
добавляются
слова действительно, фактически, на самом деле, все же:
The above law does hold.
Вышеупомянутый закон действительно справедлив.
Иногда усиление сказуемого передается интонационно.
Примечание. Если в предложении есть еще наречие со значением
действительно, например actually, really, indeed, то do не переводится.
Упражнения
I
Переведите следующие предложения, выделяя в них усилительное do:
1. These molecules are too small to be seen, even with
the microscope, but strong experimental evidence seems to
show that they do exist.
2. The formation of ozone during the electrolysis of water
does not change the weight of the gas collected at the positive pole
but it does decrease the volume.
3. We were discussing so far what happens to a body
when forces do not act on it. Let us now consider what
happens when forces do act on it.
4. Though some substances (e. g. sand) seem to be very
nearly insoluble, water does dissolve most things to some
extent.
II
Переведите следующие предложения. Определите в них функции глагола
do: усилительную, вспомогательного глагола, глагола-заместителя.
1. This field does not affect the forward motion of the
electrons but does act upon the transverse motion.
2. Not all metals react with acids, and when they do the
gas evolved is not always hydrogen.
3. Gold usually occurs in the natural state while iron does
not.
4. The individual electrons do not move even
approximately independent of the another as do, for example,
the planets in the solar system.
5. Copper does not combine with oxygen when cold, but
it does do so slowly when heated.
6. The beta-rays which do pass through the aluminium
do not ionize the gas as profusely as do the alpha-rays.
7. Most authorities agree that catalysts do in some manner
combine with the substance or substances upon which their
catalytic influence is exerted.
2. Обратный порядок слов
Обратный порядок слов широко используется в английском языке
для выделения второстепенных членов предложения. Выделяемый
член предложения
выносится
на первое место, причем это часто приводит к обратному
порядку слов.
А. Обратный порядок слов может быть вызван некоторыми
наречиями и союзами.
1. Perhaps nowhere have been achieved better results
as
in this field of science.
Может быть, нигде не были достигнуты лучшие результаты,
чем в этой области науки.
2. Not only does Н2О2 act as an oxidizing agent but
it
also acts as a reducing agent.
H2O2 действует не только как окисляющий агент, но и как
восстанавливающий агент.
Примечание
1. Если сказуемое имеет форму
Present или Past Indefinite, то при обратном порядке
слов перед подлежащим
стоит вспомогательный
глагол do,
который не следует смешивать с усилительным do, требующим
всегда прямого порядка слов. При вынесении второстепенного
члена предложения
на первое
место обычно наблюдается частичная инверсия.
Сочетание not until - только после, до (если until -
предлог) или только тогда, когда (если until - союз)
также может
вызвать обратный
порядок
слов:
Not until Dalton made his famous discovery did scientists
realize the importance of this law.
Только тогда, когда Дальтон сделал свое знаменитое открытие,
ученые поняли значение этого закона.
Примечание 2. При сочетании not until может быть и прямой
порядок слов:
The names of many Russian scientists were not known until
the October Revolution.
Имена многих русских ученых стали известны только после
Октябрьской революции.
Имена многих русских ученых не были известны до Октябрьской
революции.
Б. Часты случаи вынесения на первое место
в предложении причастия I, входящего в состав формы Continuous, и
причастия II или
прилагательного, которые являются
частью составного сказуемого. Перевод таких предложений
следует начинать с дополнения или об
стоятельства,
стоящих после
выделенного слова:
1. Confirming this possibility is another fact.
Эту возможность подтверждает еще один факт.
2. Related to the chemical activity are many other
effects.
С химической активностью связаны многие другие
эффекты.
3. Important for this method was the following point.
Для этого метода был важен следующий момент.
В. Обратный порядок слов употребляется в эмфатических
предложениях, вводимых союзами so, neither или nor.
1) В предложениях с союзом so сказуемое представлено или глаголом-связкой,
или глаголом-заместителем, или модальным глаголом. Союз so переводится
а
также и, при этом повторяется сказуемое предыдущего предложения:
Не was late and so was his friend.
Он опоздал, опоздал также и его друг.
2) В предложениях с союзами neither или nor сказуемое часто бывает представлено
полностью. Союзы
neither и nor переводятся(а) также не, и не, причем
отрицание относится к глаголу:
Nor should we forget the importance of this word. А
также мы не должны забывать весомость этого слова.
Не должны мы забывать и весомость этого слова.
Лексика
Запомните значения следующих союзов и наречий, требующих
обратного порядка слов:
not only ... but (also) - не только ... но и
hardly ... when } - едва ... как
scarcely ... when }
no sooner ... than - как только
only - только
never - никогда
nowhere - нигде
neither } - и не; а также не
nor }
so - а также; и
Упражнения
A. Переведите следующие предложения. Укажите, чем
в них вызван обратный порядок слов:
1. Nowhere can we see such rapid progress as
in radio
engineering.
2. Not only does chlorine unite with gaseous
hydrogen,
but it will sometimes take hydrogen from other
elements.
3. Only upon the adsorption of larger amounts
was the
sensitivity again lowered.
4. No sooner has the current started running
in one
direction than back it comes again.
5. Of great significance, however, is the
fact that a few
of particles are deflected through large angles.
6. Perhaps never was the making of an important
invention
shared by so many persons distributed so widely
over the
world.
Б. Переведите следующие предложения. Выделите
в них сказуемое:
7. Correlative with the conception of a
system of planes
is that of a system of great circles.
8. Surrounding this nucleus are electrons,
the actual
number depending upon the atom being considered.
9. Included in this table are currents
calculated on the
supposition that the entire effect is due
to ionization by
collision of negative ions only.
10. Belonging to this class are all elastomeric
substances.
B. Переведите следующие предложения.
Выделите в них союзы
so, neither, поп
11. Lever J moves upwards, so does lever
M.
12. Carbon dioxide does not burn,
nor does it support
combustion.
13. The Moon having no atmosphere,
there can be no
wind, neither can there be any noise,
for sound is carried
by the air.
14. It is incorrect to say that an
element is that which
cannot be broken up into anything simpler.
Nor can the
electron be regarded as a chemical
element.
15. The ancients had no knowledge
of stellar distances,
neither was there then any means by
which they could
determine them.
3. Эмфатические уступительные предложения
1) В уступительных эмфатических
предложениях на
первом месте стоит именная часть
сказуемого, выраженная прилагательным
или причастием с последующими союзами as, though или с предшествующим
how ever.
1. Hard as it is we must do
this work.
Как ни трудно, мы должны сделать
эту работу.
2. Late though it was the sun
was still in the sky.
Хотя и было поздно, солнце все
еще было в небе.
3. However cold this winter
is, the one of 1941 was still
colder.
Как ни холодна эта зима, зима 1941
года была еще холоднее.
Какой бы холодной ни была эта зима...
Примечание. Глагол
may (might) в составе сказуемого уступительного
предложения
при переводе обычно
опускается:
Erroneous as these results may
be, they are still valuable.
Хотя эти результаты и ошибочны,
они все-таки представляют (могут
представлять)
ценность;
... они все-таки
ценны.
2) Уступительные придаточные
предложения, выражающие дополнительный
оттенок возможности, начинаются с местоимения или наречия
в сочетании с ever.
Они могут употребляться как с глаголом
may (might),
так и без него. При переводе этот
глагол обычно опускается:
1. I am right whatever other
people may say.
Я прав, что бы ни говорили.
2. Whoever else may object,
I shall approve.
Кто бы ни возражал, а я (все-таки)
буду поддерживать.
Лексика
Запомните значения следующих уступительных
союзов, местоимений и наречий:
as } - как ни; как бы ни;
какой
however } ни; какой бы
... ни; хотя;
though (although) } хотя
и
whoever - кто (бы) ни; всякий,
кто
whatever - что (бы) ни; все,
что; какой (бы) ни; всякий,
который
wherever1 - где (бы) ни, всюду,
где; куда (бы) ... ни; всюду,
куда
whenever - когда (бы) ни;
всякий раз,
когда
Запомните значение сочетания
however that may be - как бы
то ни было
Упражнение
Переведите следующие предложения.
Обратите внимание на уступительные
предложения:
1. Important as this
question is in itself,
the debate
on
the subject went far
beyond its original bounds.
2. Strange as it may
seem, sulphur dioxide
may act as
a
reducing agent or as
an oxidizing agent.
3. Small though it is,
the proportion of natural
plutonium
is apparently greater
than it can be thus accounted
for.
4. Enormous as this
prodigious flow of energy
is, we do
not know the manner of
its coming.
5. Whatever these consideration
may appear at first glance
they are of great practical
importance.
6. Wherever "a
craze intersects the
surface perturbation
or discontinuity results.
7. Whoever the author may have been he should have
dwelt on this problem. .
4. Двойное отрицание
Отрицание not в сочетании с отрицательной приставкой прилагательного
или наречия усиливает любые члены предложения, кроме подлежащего и
дополнения. Такое сочетание перед прилагательным или наречием обычно
переводится
довольно,
весьма, вполне:
The case is not improbable.
Этот случай довольно (весьма, вполне) вероятен.
Wherever может иметь значение всякий раз, когда.
Упражнение
Переведите следующие предложения. Укажите отрицательные префиксы:
1. Mars and Venus have atmospheres not dissimilar to
ours.
2. River and lake deposits also not uncommonly contain
remains of organisms which inhabited waters.
3. It seems not at all unlikely that many of the lower
animal forms also have the power to make a similar
distinction.
4. The advances of modern sciences in the production of
a wide range of experimental temperatures are thus seen to
be not inconsiderable.
5. Эмфатическое сочетание it is ... that (which, who)
А. Сочетания it is... that, it is., which, it is...
who могут выделять любой заключенный между компонентами этого сочетания
член предложения,
кроме сказуемого. Предложения такого типа - сложноподчиненные
по форме, но простые по содержанию. Дополнительный акцент на слове
или группе
слов (эмфаза) в русском языке передается или словом именно,
или порядком слов:
то, что выделяется рамочной конструкцией it is... that, ставится
в конец предложения:
It is these properties of crystals that are the most important.
Именно эти свойства кристаллов наиболее важны.
Наиболее важны
эти свойства
кристаллов.
Признаком того, что that - часть эмфатического оборота, является
возможность убрать рамочную конструкцию it is... that без
искажения смысла предложения,
лишь сняв эмфазу. Приведенный выше пример примет вид:
These properties of crystals are the most important. Эти свойства
кристаллов наиболее важны.
Б. Одним из вариантов эмфатической конструкции
с сочетанием it is.. that является выделение обстоятельства
времени, которому
предшествует
эмфатическое
сочетание not until. Сочетание it was not until ... that не
переводится, а перед выделяемым обстоятельством времени добавляются
слова
только, только после, только тогда, когда:
It was not until 1953 that this book was published. Эта книга
была опубликована только в 1953 году.
It was not until Reontgen discovered X-rays that scientists
began to take interest in this subject.
Только тогда, когда Рентген открыл Х-лучи, ученые начали интересоваться
этим вопросом.
Упражнение
Переведите следующие предложения, выделяя эмфатические сочетания
it is... that (who, which) и it is not until... that:
1. It is these special properties of sound that are the
subject of the present chapter.
2. It was the Dutch physicist, Christian Huygens, who
first offered an explanation for the phenomena.
3. It was not until about 1911 that a first really successful
theory of atomic structure was suggested by Rutherford.
4. It was not until Einstein discovered the connection
between gravitation and inertia that the mystery Newton
could not understand was solved.
5. Radioactive phenomena occur within the nucleus, and
it is here that mass and positive charge resides.
6. A solenoid carrying a current behaves just like a magnet.
It was the great French physicist Ampere who first showed
this to be the case.
7. It is just energy which the atom thus yields up that
is
held to account for the radiation.
6. Повторение эмфатических конструкций
Упражнение
Переведите следующие предложения. Определите, какими способами
в них выделен тот или иной член предложения:
I
1. Not only did the newly discovered electron provide
an entity which was assumed to be a constituent of
all atoms,
but it
also provided
a natural
unit of electric charge.
2. Positrons have only a short period of existence
after
their formation. It is for this reason that the positive
electron
had proved so difficult to detect.
3. Incomplete though these figures are, they give
more information in several respects than has before
been
available.
4. Satisfactory as this theory may be in many respects
it
is far from being probable.
5. Not all substances separate from solution in
the crystalline state: for instance, wax dissolves
in petrol, but on
evaporating the solvent we do not get crystals of
wax, nor
is glass crystalline.
6. It can only have been the close chemical similarity
of
circonium and hafnium which prevented the isolation
of the
latter by chemical means at a much earlier date.
7. Inserted in the circuit thus created is an instrument,
called a galvanometer, diagrammed as a circle with
an arrow
that will indicate the passage of electric current
through it
and the two wires.
8. In short, it is practically impossible to design
a machine
so specialized that it will have value only with
respect to the
field of application originally intended. Nor is
there any
computer which is superior to any other computer
with
respect to every problem.
II
9. It is from experiments on solubility of gases
in liquids
that Dalton appears first to have derived direct
evidence in
favour of this view.
10. The particles of water grow larger as condensation
continues and ultimately become rain drops. Not
until then
do they fall earthward with an appreciable velocity.
11. So slight are the differences between the
members of division A and В in the Periodic Table
that the
division into subgroups is scarcely necessary
except for
convenience.
12. The value of this mass would not be affected
by any
systematic error common to all the observations
not even
by such an error which varied uniformly with
the time. Nor
would small errors in the adopted elements of
the sun have
any effect upon result.
13. At first it is only the molecules which terminate
the
longer paths that are ionized by collisions.
14. As the flux oscillates across the pole faces, so also
does the neutral commulating zone oscillate.
15. Prominent among the confirmations
of Einstein's
hypothesis is the work related to the "photoelectric effect".
16. The "quant" theory, useful as it has proved itself
does not yet possess the assured position of the atomic
theory of matter.
17. Not until after the humanistic movement revived the
study of Greek in Western Europe did Greek words begin
to enter the English vocabulary in great quantity.
18. The values so estimated were not so high as we now
know them to be, nor were they always accepted, but
recognition of the polymeric nature of proteins is as old as
the peptide theory.
19. Whatever theis cause, or causes, the symptoms are
the following.
Ill
20. Not only are perfect crystals an unattainable ideal,
but they would be completely useless for most research
studies.
21. It was Thales who taught the Greek sailors to steer
their ships by the Pole Star.
22. Indeed, it is not unusual to find evidence of partial
melting of the lead bullet on extracting it from the block,
especially if the latter be of rather hard and resistant wood.
23. Thus it is known that birds do not keep direction by
orientating themselves in the earth's magnetic field, neither
apparently, does memorizing the route play an essential part.
|