Сектор фольклора народов Сибири | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Структура института
Сектор фольклора народов Сибири
Памятники фольклора
Издания сектора
Новости сектора
Полевые исследования
Сотрудники
Памяти А.Б.Соктоева
Отчеты
Партнеры
Пресса о нас
Канал на Youtube
In English
+7 (383) 330-14-52 (пн, чт)
folklor@philology.nsc.ru

Газета «Тувинская правда» от 09.11.2013 (оригинал)

Соплеменники в Китае

Булытова Чечена

Китайские тувинцы. Всего около 2,5 тысячи человек, загадочным образом оказавшихся на территории современного Китая, сумели сохранить себя как народность. Китайские тувинцы, так же как их соотечественники в Республике Тыва, отмечают Шагаа, освящают возвышенности, верят в Будду. Практически каждый из них с детства знает несколько языков — китайский, казахский, монгольский. В общении могут с легкостью переходить с одного языка на другой.

Частый и всегда желанный гость наших родственников — именно так называют нас китайские соплеменники — молодой ученый, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник сектора фольклора народов Сибири Института филологии СО РАН Жанна Юша.

Как говорит Жанна Юша, китайские тувинцы сумели сохранить многие обычаи, которые у нас, к сожалению, утрачены. Празднование Шагаа в Китае, например, делится на несколько этапов: подготовка, встреча Нового года и само празднование, которое длится полмесяца. Основной смысл, вкладываемый в празднование Шагаа — очищение, избавление от негатива и пропаганда доброго отношения ко всем живым существам — сохранено тувинцами и в Китае. В дни празднования грешно на кого-то сердиться. Угощают и радуются как желанному гостю даже тем, с кем был в ссоре. Празднование Шагаа — дань древним традициям и возможность ощутить единство народа. Интересно, что во время традиционных тувинских обрядов барана режут тувинском методом «озээр», в то время как в другие дни используется заимствованный от казахов метод выпускания крови через горло. Любимые виды спорта — конные скачки, хуреш. Примечательно, что состязания по стрельбе из лука проводятся только в честь Шагаа.

Подготовка к Шагаа — это традиционная уборка жилища, очищающие молебны. Канун восточного Нового года называется чапсар или по-монгольси кучун. После полудня в чапсар накрываются праздничные столы и ходят по очереди в гости друг к другу, начиная с жилища самого уважаемого соседа. В каждом доме проводится специальный обряд Шагаа: зять или другой молодой человек топором разбивает бедренную кость коровы или овцы, после чего мужчины выходят на улицу с возгласами «Курай-Курай», громко кричат, даже голосят. Так они призывают счастье, достаток и запугивают злых духов.

С появлением первых солнечных лучей и наступлением Шагаа мужчины поднимаются на байлык или по-нашему оваа, разжигают жертвенный огонь сан и молятся. Затем начинается обряд чолукшуур — с белыми кадами приветствуют друг друга: младшие подставляют обе ладони под ладони старших. Празднующие трехкратно обходят место встречи Нового года, после чего старший по возрасту произносит благопожелания. Женщины в этом ритуале не принимают участие.

В праздничные дни и стар и млад носят с собой белые кадаки, преподносят друг другу при встрече, совершая обряд шагалаажыр — а в Туве это обряд чолукшуур — обмениваются благопожеланиями. Женщины в первые дни нового года не выходят из дома в ожидании гостей, которых надо встретить по всем законам гостеприимства.

В последний пятнадцатый день празднуется «Мэтэр», посвященный приходу Майтрен — Будды грядущего тысячелетия. В этот день традиционно чествуют хвалебными речами и кадаками тех, кто отличился трудолюбием и заслужил почет добрым и справедливым отношением к другим.

Другой масштабный праздник «Оваа дагыыры» отмечается летом, празднование «Чула» — осенью.

Жители Ак-Хаба, Ханас, Хом, Ала-Хаак, Кок-Догай

Так называются селения, в которых проживают Китайские тувинцы. Точных сведений об их численности нет, так как в документах они значатся как монголы. По собственным ассоциативным данным их около 2,5 тысячи человек. Проживают в Алтайском аймаке Синьцзян-Уйгурского автономного района Китайской Народной Республики, граничащей с южной стороны с Республикой Алтай, на западе — Казахстаном. Это в основном горно-степные территории Алтайского нагорья. Кроме тувинцев там проживают китайцы, казахи, дункане, монголы и уйгуры. Немногочисленные тувинские семьи встречаются и в городах Алтай, Бурчан, Хаба.

Туву китайские тувинцы называют Тывастан по аналогии с Казахстаном или Большая Тыва. Сами себя называют кок-мончак, мончак или алтай-тыва. О тувинцах, живущих в Туве, говорят не иначе, как о родственниках. При случае всегда подчеркивают кровную связь народа, разделенного многими тысячами километров. По легенде родоначальниками китайских тувинцев являются войска Чингис-хана, оставленные когда-то на территории Китая для военных целей. Научных данных об их происхождении нет. Нет и каких-либо сведений о переселении малочисленной группы тувинцев в Китай. Большинство из них носит двойные монгольские, реже тувинские, казахские и китайские имена — имя, данное при рождении и имя отца. Фамилий как таковых нет, есть родоплеменная принадлежность, о которой не упоминается в личных документах. Всего в Китае девять тувинских племен: хойук, иргит, чаг-тыва, ак-соян, кара-сал, кара-тош, кызыл-соян, танды, хойт.

Закон почитания старших

Большое впечатление на ученого произвели взаимоотношения наших соплеменников между собой. При первом знакомстве обязательно спрашивают родовую принадлежность и возраст. Если он окажется старше хотя бы на один год, значит, нужно относиться с почетом и внимать каждому его слову, а если наоборот, окажется младше, значит, ты в ответе за него, стараешься уберечь от ошибок, взять на себя наиболее ответственные вопросы или тяжелую работу.

Пока жив язык

Именно по языку тувинский этнос в Китае впервые был идентифицирован китайским ученым Го Ши Мин в 1956 году. Сами китайские тувинцы называют родной язык мончакским или тувинским. Используется он для общения внутри сообщества, для совершения традиционных народных обрядов, хранения и передачи информации будущим поколениям. Вызывает удивление и восхищение, что, несмотря на отсутствие собственной письменности, сохранен национальный фольклор и сам язык.

Дети тувинцев в Китае обучаются в монгольских, казахских и китайских школах. Примечательно, что в монгольских школах обучают старомонгольской письменности. Тувинцы считают, что этот вид письма, который, кстати, был достаточно популярным и в старой Туве, наиболее точно отражает фонетические особенности тувинского языка. В таких школах чаще всего работают учителя-тувинцы. Но в некоторых селениях имеются только казахские школы. Однако предпочтительней, по понятным причинам, конечно, китайский язык.

Национальный язык родственных китайских тувинцев, безусловно, претерпел влияние китайского языка и языков проживающих по соседству других народов. Как ни странно, китайских заимствований в тувинском языке меньше всех и используются в основном для обозначения бытовой техники, названий стран, официальных учреждений.

Боорзаком и лепешками лакомятся и в Китае

Основным видом хозяйствования является животноводство. В стране, где практически все площади заняты для выращивания риса и овощных культур, актуальна проблема нехватки пастбищ. Любят мясо, готовят такие традиционные блюда, как боорзак, тувинские лепешки, кисломолочный хойтпак, ааржы, курут… Пьют чай с молоком, иногда с добавлением топленого масла. Летом гонят молочную араку, китайскую водку называют «кара арага». Разнообразие в рацион вносят казахские, китайские и монгольские блюда. До недавнего времени мужчины промышляли охотой. Добывали волка, медведя, марала, передвигаясь на самодельных лыжах, обтянутых шкурой животных для лучшего скольжения. С вводом заповедного режима в 2000 году на охоту в тех местах было наложено строжайшее вето.

Новым видом деятельности в последние годы стал туризм. Приезжают в эти труднодоступные места в основном китайские туристы: интересуются бытом и культурой тувинцев и других малочисленных народностей Китая.

Раньше здесь семьи были традиционно многодетными. Но сегодня китайские законы позволяют иметь два ребенка в семье, если женщина работает. Если нет, то для малочисленных народов разрешено завести третьего ребенка. Нарушение закона влечет штраф в размере 5 тысяч юаней, что составляет 1,5 среднемесячной заработной платы служащего. Китайским семьям позволено иметь не более двух детей, при условии, если женщина домохозяйка.

Тоска по Большой Туве

Интересны в Китае ритуальные обряды тувинцев. Например, перед тем, как предать земле покойника, его укладывают в положении внутриутробного плода. Уникален обряд закапывания в землю плаценты новорожденного возле своего дома. Считается, что это убережет малыша от сглаза, болезней и, возможно, таким образом, укрепляют привязанность человека к родному дому. В проведении свадебного ритуала бытует, по всей видимости, заимствованный у казахов обычай выкупа невесты. При этом смешанных браков с казахами почти не встречается.

Обряд первой стрижки волос ребенка тувинцы считают обязательным. Этот и другие обычаи предков соблюдали даже в годы репрессий, депортаций и строгих запретов вследствие проводимой в стране политики в конце 1950-х и начале 1960-х годов.

Китайские тувинцы мечтают приехать и посмотреть, как живут их соотечественники в Большой Туве, интересуются тувинской письменностью и спрашивают, могут ли в Туве их принять для постоянного проживания: оказывается, получить разрешение на выезд из Китая малочисленным этносам не так просто.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН