Газета «Тувинская правда» от 09.11.2013 (оригинал)
Соплеменники в Китае
Булытова Чечена
Китайские тувинцы. Всего около 2,5 тысячи человек, загадочным образом
оказавшихся на территории современного Китая, сумели сохранить себя как
народность. Китайские тувинцы, так же как их соотечественники в Республике
Тыва, отмечают Шагаа, освящают возвышенности, верят в Будду. Практически
каждый из них с детства знает несколько языков — китайский,
казахский, монгольский. В общении могут с легкостью переходить
с одного языка на другой.
Частый и всегда желанный гость наших родственников — именно
так называют нас китайские соплеменники — молодой ученый, кандидат
филологических наук, старший научный сотрудник сектора фольклора народов Сибири
Института филологии СО РАН Жанна Юша.
Как говорит Жанна Юша, китайские тувинцы сумели сохранить многие обычаи,
которые у нас, к сожалению, утрачены. Празднование Шагаа в Китае,
например, делится на несколько этапов: подготовка, встреча Нового года
и само празднование, которое длится полмесяца. Основной смысл, вкладываемый
в празднование Шагаа — очищение, избавление от негатива
и пропаганда доброго отношения ко всем живым существам —
сохранено тувинцами и в Китае. В дни празднования грешно на
кого-то сердиться. Угощают и радуются как желанному гостю
даже тем, с кем был в ссоре. Празднование Шагаа — дань
древним традициям и возможность ощутить единство народа. Интересно, что
во время традиционных тувинских обрядов барана режут тувинском методом
«озээр», в то время как в другие дни используется
заимствованный от казахов метод выпускания крови через горло. Любимые виды
спорта — конные скачки, хуреш. Примечательно, что состязания по
стрельбе из лука проводятся только в честь Шагаа.
Подготовка к Шагаа — это традиционная уборка жилища, очищающие
молебны. Канун восточного Нового года называется чапсар или по-монгольси
кучун. После полудня в чапсар накрываются праздничные столы и ходят
по очереди в гости друг к другу, начиная с жилища самого
уважаемого соседа. В каждом доме проводится специальный обряд Шагаа:
зять или другой молодой человек топором разбивает бедренную кость коровы или
овцы, после чего мужчины выходят на улицу с возгласами «Курай-Курай»,
громко кричат, даже голосят. Так они призывают счастье, достаток и запугивают
злых духов.
С появлением первых солнечных лучей и наступлением Шагаа мужчины
поднимаются на байлык или по-нашему оваа, разжигают жертвенный
огонь сан и молятся. Затем начинается обряд чолукшуур —
с белыми кадами приветствуют друг друга: младшие подставляют обе ладони
под ладони старших. Празднующие трехкратно обходят место встречи Нового года,
после чего старший по возрасту произносит благопожелания. Женщины в этом
ритуале не принимают участие.
В праздничные дни и стар и млад носят с собой белые
кадаки, преподносят друг другу при встрече, совершая обряд шагалаажыр —
а в Туве это обряд чолукшуур — обмениваются благопожеланиями.
Женщины в первые дни нового года не выходят из дома в ожидании гостей,
которых надо встретить по всем законам гостеприимства.
В последний пятнадцатый день празднуется «Мэтэр», посвященный
приходу Майтрен — Будды грядущего тысячелетия. В этот день
традиционно чествуют хвалебными речами и кадаками тех, кто отличился
трудолюбием и заслужил почет добрым и справедливым отношением к другим.
Другой масштабный праздник «Оваа дагыыры» отмечается летом,
празднование «Чула» — осенью.
Жители Ак-Хаба, Ханас, Хом, Ала-Хаак, Кок-Догай
Так называются селения, в которых проживают Китайские тувинцы. Точных
сведений об их численности нет, так как в документах они значатся как
монголы. По собственным ассоциативным данным их около 2,5 тысячи человек.
Проживают в Алтайском аймаке Синьцзян-Уйгурского автономного района
Китайской Народной Республики, граничащей с южной стороны с Республикой
Алтай, на западе — Казахстаном. Это в основном горно-степные
территории Алтайского нагорья. Кроме тувинцев там проживают китайцы, казахи,
дункане, монголы и уйгуры. Немногочисленные тувинские семьи встречаются
и в городах Алтай, Бурчан, Хаба.
Туву китайские тувинцы называют Тывастан по аналогии с Казахстаном или
Большая Тыва. Сами себя называют кок-мончак, мончак или алтай-тыва. О тувинцах,
живущих в Туве, говорят не иначе, как о родственниках. При случае
всегда подчеркивают кровную связь народа, разделенного многими тысячами
километров. По легенде родоначальниками китайских тувинцев являются войска
Чингис-хана, оставленные когда-то на территории Китая для военных
целей. Научных данных об их происхождении нет. Нет и каких-либо сведений
о переселении малочисленной группы тувинцев в Китай. Большинство
из них носит двойные монгольские, реже тувинские, казахские и китайские
имена — имя, данное при рождении и имя отца. Фамилий как
таковых нет, есть родоплеменная принадлежность, о которой не упоминается
в личных документах. Всего в Китае девять тувинских племен: хойук,
иргит, чаг-тыва, ак-соян, кара-сал, кара-тош, кызыл-соян, танды,
хойт.
Закон почитания старших
Большое впечатление на ученого произвели взаимоотношения наших соплеменников
между собой. При первом знакомстве обязательно спрашивают родовую принадлежность
и возраст. Если он окажется старше хотя бы на один год, значит, нужно
относиться с почетом и внимать каждому его слову, а если наоборот,
окажется младше, значит, ты в ответе за него, стараешься уберечь от ошибок,
взять на себя наиболее ответственные вопросы или тяжелую работу.
Пока жив язык
Именно по языку тувинский этнос в Китае впервые был идентифицирован
китайским ученым Го Ши Мин в 1956 году. Сами китайские тувинцы
называют родной язык мончакским или тувинским. Используется он для общения
внутри сообщества, для совершения традиционных народных обрядов, хранения
и передачи информации будущим поколениям. Вызывает удивление и восхищение,
что, несмотря на отсутствие собственной письменности, сохранен национальный
фольклор и сам язык.
Дети тувинцев в Китае обучаются в монгольских, казахских
и китайских школах. Примечательно, что в монгольских школах
обучают старомонгольской письменности. Тувинцы считают, что этот вид письма,
который, кстати, был достаточно популярным и в старой Туве, наиболее
точно отражает фонетические особенности тувинского языка. В таких школах
чаще всего работают учителя-тувинцы. Но в некоторых селениях имеются
только казахские школы. Однако предпочтительней, по понятным причинам,
конечно, китайский язык.
Национальный язык родственных китайских тувинцев, безусловно, претерпел
влияние китайского языка и языков проживающих по соседству других народов.
Как ни странно, китайских заимствований в тувинском языке меньше всех
и используются в основном для обозначения бытовой техники, названий
стран, официальных учреждений.
Боорзаком и лепешками лакомятся и в Китае
Основным видом хозяйствования является животноводство. В стране, где
практически все площади заняты для выращивания риса и овощных культур,
актуальна проблема нехватки пастбищ. Любят мясо, готовят такие традиционные
блюда, как боорзак, тувинские лепешки, кисломолочный хойтпак, ааржы,
курут… Пьют чай с молоком, иногда с добавлением топленого
масла. Летом гонят молочную араку, китайскую водку называют «кара
арага». Разнообразие в рацион вносят казахские, китайские
и монгольские блюда. До недавнего времени мужчины промышляли охотой.
Добывали волка, медведя, марала, передвигаясь на самодельных лыжах, обтянутых
шкурой животных для лучшего скольжения. С вводом заповедного режима
в 2000 году на охоту в тех местах было наложено строжайшее вето.
Новым видом деятельности в последние годы стал туризм. Приезжают
в эти труднодоступные места в основном китайские туристы:
интересуются бытом и культурой тувинцев и других малочисленных
народностей Китая.
Раньше здесь семьи были традиционно многодетными. Но сегодня китайские
законы позволяют иметь два ребенка в семье, если женщина работает.
Если нет, то для малочисленных народов разрешено завести третьего ребенка.
Нарушение закона влечет штраф в размере 5 тысяч юаней, что составляет
1,5 среднемесячной заработной платы служащего. Китайским семьям позволено
иметь не более двух детей, при условии, если женщина домохозяйка.
Тоска по Большой Туве
Интересны в Китае ритуальные обряды тувинцев. Например, перед тем,
как предать земле покойника, его укладывают в положении внутриутробного
плода. Уникален обряд закапывания в землю плаценты новорожденного возле
своего дома. Считается, что это убережет малыша от сглаза, болезней и, возможно,
таким образом, укрепляют привязанность человека к родному дому.
В проведении свадебного ритуала бытует, по всей видимости, заимствованный
у казахов обычай выкупа невесты. При этом смешанных браков с казахами
почти не встречается.
Обряд первой стрижки волос ребенка тувинцы считают обязательным.
Этот и другие обычаи предков соблюдали даже в годы репрессий,
депортаций и строгих запретов вследствие проводимой в стране
политики в конце 1950-х и начале 1960-х годов.
Китайские тувинцы мечтают приехать и посмотреть, как живут их
соотечественники в Большой Туве, интересуются тувинской письменностью
и спрашивают, могут ли в Туве их принять для постоянного
проживания: оказывается, получить разрешение на выезд из Китая малочисленным
этносам не так просто.
|