|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
Структура института | |
Сектор фольклора народов Сибири | |
«Наука в Сибири», N 8 (2793) от 24.02.2011 (оригинал) Таким он остался в нашей памятиК 80-летию со дня рождения члена-корреспондента АН СССР А. Б. Соктоева (1931√1998). Б.В. Базаров, чл.-корр. РАН Александр Бадмаевич Соктоев, доктор филологических наук, лауреат Государственной премии РФ, был широко образованным востоковедом, ведущим специалистом по фольклористике Сибири и Дальнего Востока, человеком аналитического ума, творческой мысли. Он являлся главным разработчиком, идейным вдохновителем и организатором многотомной серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока».
Александр Бадмаевич проделал огромную работу по созданию деятельного, профессионально компетентного центра по научной публикации наиболее выдающихся в художественном отношении произведений устного народного творчества народов Сибири и Дальнего Востока в Новосибирске. Наиболее трудной была организация работы авторских коллективов по подготовке томов — фундаментальных академических изданий, сочетающих публикацию фольклорных текстов с их филологическим, этнографическим и музыковедческим анализом. Творческие связи Александра Бадмаевича с составителями томов серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» не прекращались до последних дней жизни этого замечательного уч╦ного. Обладая незаурядными организаторскими способностями, он сумел сплотить по всей Сибири истинных знатоков и любителей старины, специалистов, научных сотрудников, продолжающих и сегодня его дело. Наряду с напряж╦нной организаторской работой, редактированием подготовленных в регионах томов, А.Б.Соктоев огромное внимание уделял полевым исследованиям, которые под его руководством были проведены в Бурятии, Якутии, Туве, Горном Алтае и на Дальнем Востоке. Комплексные историко-этнографо-фольклорные экспедиции имели огромное значение не только для подготовки материалов к томам, но и для развития гуманитарных наук исследуемого региона. Экспедиционный материал, собранный в разных этнических уголках Сибири и Дальнего Востока под руководством уч╦ного, являлся основой для выявления генезиса и развития фольклора, особенно ритуально-обрядового и сопутствующих текстов, для изучения современного бытования устного народного творчества в Сибири и на Дальнем Востоке. Сибирские фольклористы с огромным уважением и восхищением вспоминают Александра Бадмаевича, его искреннюю благожелательность, отзывчивость, умение прийти на помощь. По любому вопросу можно было получить у него квалифицированную консультацию, практические рекомендации и советы для представления полевых материалов в национальных томах серии.
А.Б.Соктоевым проведены экспедиционные исследования с бурятскими фольклористами в Эхирит-Булагатском, Баяндаевском, Ольхонском районах Иркутской области, в отдельных районах этнической Бурятии. Участникам комплексной экспедиции, в составе которой работали сотрудники сектора фольклора Института филологии СО РАН и Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, удалось побывать на родине известного бурятского сказителя-улигершина, великолепного знатока и исполнителя «Абай Гэсэра» Маншута Имегенова и записать от его ученика Егора Маласова прозаический вариант этого эпоса. Яркие грани таланта А.Б.Соктоева — опытного филолога, знатока специфики словесного творчества, народных традиций и устной поэзии — проявились в его научном переводе на русский язык монументального эпического памятника бурят «Абай Гэсэр Могучий». А.Б.Соктоев как уч╦ный-литературовед, автор более ста научных трудов, в том числе монографий «История бурятской советской литературы» (в соавторстве), «Хоца Намсараев», «Путь к эпосу социалистического реализма», «Становление художественной литературы Бурятии дооктябрьского периода», широко известен в научном мире. Его исследования направлены на разработку сложных вопросов исторического развития бурятской литературы, изучение литературы дооктябрьского периода, им прослежены закономерности е╦ становления и развития с XVIII в. по первую половину XX столетия. Буряты издавна о хорошем человеке говорят сагаан хун, что означает «светлый человек». Эпитетом сагаан «белый» они определяли чистый, светлый облик человека, его натуру, характер, отношение к своему делу и к людям. К числу таких представителей бурятского народа, вне всякого сомнения, относится и Александр Бадмаевич, который в нашей памяти всегда остается мудрым, обаятельным, доброжелательным, остроумным, именно светлым и чистым человеком. Казалось бы, область литературоведения, в которой так ярко проявилась творческая одаренность Александра Бадмаевича, могла бы стать для него главной и единственной. Однако в работе с фольклорными текстами засверкали новые грани таланта этого необыкновенно способного человека, обладавшего щедрым и бескорыстным сердцем. Всегда молодой душой, стремящийся к гармонии и красоте — таким он навсегда остался в нашей памяти, памяти его друзей, коллег и учеников. Фото В. Новикова |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |